Слайд 1Видоизменения
корней
Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Слайд 2Цель урока: Познакомиться
с многообразием корней.
Задачи:
Изучить видоизмененные корни.
Узнать их практическое
значение.
Выяснить, что видоизмененные корни результат приспособленности растений к условиям существования.
Слайд 3Выбери один правильный ответ
1. Прорастание семени начинается с:
а) поглощения воды;
б)
разбухания семени;
в)разрыва кожуры;
г) усиленного поглощения кислорода.
2. Зародыш семени состоит из:
а)корешка,
стебелька и эндосперма;
б)корешка, стебелька и семядолей;
в)эндосперма, корешка и листочков;
г)корешка и побега.
3. Для однодольных растений в отличии от двудольных характерно наличие:
а) зародыша с двумя семядолями;
б) зародыша с одной семядолей;
в) эндосперма;
г) сочной кожуры.
4. Корневая система представлена:
а) боковыми корнями;
б) боковыми корнями и главным корнем
в) главным корнем;
г) всеми корнями растения.
Слайд 4Выбери один правильный ответ
5. Многие двудольные растения имеют:
а) мочковатую корневую
систему;
б) только придаточные корни;
в) стержневую корневую систему;
г) боковые и придаточные
корни.
6. Самая длинная часть корня:
а) зона роста;
б) зона деления;
в) зона проведения ;
г) зона всасывания.
7. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:
а) межклетники;
б) сосуды
в) механическая ткань
г) корневой волосок.
8. Роль корневого чехлика в том, что он :
а) обеспечивает передвижение веществ по растению;
б) выполняет защитную роль;
в) придают корню прочность и упругость;
г) участвует в делении клеток.
Слайд 5Выбери один правильный ответ
9. Вода необходима клеткам корня:
а) для дыхания;
б)
для растворения питательных веществ;
в) для увеличения плодородия почвы;
г) является питательным
веществом.
10. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
а) зона деления;
б) зона роста;
в) зона всасывания;
г) зона проведения.
11. Через корни растение получает:
а) воду;
б) минеральные вещества;
в) воду и минеральные вещества;
г) органические вещества.
12. Придаточными называют корни:
а) развивающиеся из корешка зародыша;
б) отрастающие от стебля;
в) развивающиеся на главном корне;
г) развивающиеся на всех корнях.
Слайд 6Выбери один правильный ответ
13. Многие однодольные растения имеют:
а) мочковатую корневую
систему;
б) только придаточные корни;
в) стержневую корневую систему;
г) боковые и придаточные
корни.
14.Что такое корень?
а) видоизмененный побег
б) зачаточное растение
в) подземный орган
г) часть побега
15. Мочковатой считают такую корневую систему, у которой:
а) главный корень не отличается от придаточных
б) главный корень сильно раз-вит и не похож на придаточные
в) главный корень сильно развит и развивается из корешка зародыша
16. В какой зоне корня клетки растягиваются в длину?
а) в зоне корневого чехлика
б) в зоне проведения
в) в зоне корневых волосков
г) в зоне роста
Слайд 7II. Выберите номера правильных утверждений.
1. У фасоли корневая система стержневая.
2. Главный
корень развивается из корешка зародыша.
3. У тюльпана, лука и чеснока
хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У овса, риса и пшеницы корневая система мочковатая.
7. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
8. На черенке розы, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
9. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
10 . У подорожника корневая система стержневая.
11. Придаточные корни образуются только на главном корне.
12. Главный корень хорошо заметен в корневой системе свеклы и репы.
Слайд 8Картофель
1,6 м
Горох
1,7 м
Рожь
2,25 м
Подсолнечник
2,8 м
Сахарная
свёкла
3,2 м
Глубина проникновения в почву корней
растений зависит от условий, в которых они произрастают
Слайд 9Из – за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены
у поверхности, а сами растения низкорослые. Так, у карликовой берёзы
корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, т.к. грунтовые воды уходят глубоко.
15 м
Тундра
Слайд 10Клубеньковые корни.
Вы помните, что существуют азотфиксирующие
бактерии. Они поселяются
на корнях бобовых
растений и от этого корни покрыты клубеньками.
Это симбиоз бактерий и растений.
Слайд 11В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились
и стали выполнять дополнительные функции
Слайд 12Корнеплоды
образуются как из главного корня, так и из нижних
участков
стебля. В этих частях накапливается
большой запас органических веществ.
Корнеплоды
моркови, свёклы, редьки, редиса,
репы – важные овощные культуры.
Слайд 13Корневые клубни
образуются на боковых и придаточных корнях.
Слайд 14Корни могут служить и для запасания воды. Особенно хорошо эта
функция выражена у некоторых тропических эпифитных (растущих на деревьях) орхидей.
Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.
У целого ряда эпифитных орхидей плоские, зелёные и весьма длинные корни являются основными фотосинтезирующими органами.
Слайд 15Корни - прищепки
У плюща и некоторых других лазающих растений имеются
при-
даточные корни – прищепки, образующиеся на стороне стеб-
ля. Обращённой к
дереву, скале или другой опоре. Проникая
в трещины, они утолщаются, закупоривая отверстия, подобно
хорошо пригнанной пробке, и таким образом крепко удержива-
ет растение на опоре. Если же корешки плюща наталкиваются
на совершенно гладкую поверхность, конец корешка расширя-
ется, и из него выделяется клейкий сок, с помощью которого
корешок максимально плотно прикрепляется к поверхности.
Корешки в нижней части стебля крепко прирастают к стене,
а молодые, образующиеся на вырастающих побегах, ищут
новой опоры.
Слайд 16У растений, живущих как орхидеи, на стволах и ветках деревьев
влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие
корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.
Воздушные корни
Слайд 17Формирование баньяна начинается с образования на крупных горизонтальных ветвях взрослого
дерева воздушных корней, обычно не несущих корневых волосков. В определённые
моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей. Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик и проводящую функцию стволов.
О священном баньяне, произрастающем на Шри – Ланке в местечке Алурадхануре, известно, что ещё молодым деревцем от был привезён сюда из Индии в 288г до н.э. Это самое древнее из посаженных человеком деревьев, возраст которого имеет документальное подтверждение.
Слайд 18Душители — изначально эпифитные фикусы, воздушные корни которых дорастают до земли
и укореняются, а затем, все больше ветвясь, постепенно оплетают ствол
дерева-хозяина, используя его в качестве опоры. Корни утолщаются, переплетаются и срастаются между собой. Происходит механическое сдавливание дерева-хозяина, что препятствует его развитию и росту и вызывает через несколько десятилетий его гибель. В итоге остается плотный и полый ствол-каркас из корней фикуса.
В некоторых местностях фикусы-душители являются настоящим бедствием, так как «нападают» на ценные культурные растения (пальмы, цитрусовые).
На более поздних стадиях своего развития фикусы-душители могут стать баньянами.
Слайд 19Очень своеобразны ходульные корни растений. Наиболее часто они встречаются у
видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в
условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Ходульные корни нередко встречаются также у тропических растений, произрастающих на мягкой почве, например, у мангровых деревьев, некоторых пальм и даже трав тропического дождевого леса.
Ходульные корни
Слайд 20Дыхательные корни
У ряда тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах,
например, у мангровых, а также видов, произрастающих на пресноводных тропических
болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. Около поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые «бороды» из тонких корешков, которые и составляют основную всасывающую силу корневой системы мангровых растений. При каждом новом повышении уровня воды на дыхательных корнях образуются новые группы корешков.
Слайд 21Дыхательные корни – мангры. Прилив и отлив
Слайд 22Досковидные корни
Очень впечатляющими являются досковидные корни, которые в основном характерны
для крупных деревьев дождевого тропического леса. Эти образования представляют собой
боковые корни, выступающие над поверхностью почвы. Вначале они имеют округлое сечение, но со временем на их верхней стороне происходит сильный односторонний вторичный рост, и в итоге корни начинают напоминать прислонённые к дереву плоские доски. Иногда слабо выраженные досковидные корни встречаются у растений умеренной зоны, например, у бука, вяза, тополя.
Слайд 23Корни - присоски
У некоторых паразитических растений (заразиха, петров крест) корни
превратились в присоски.
Слайд 24Домашнее задание
§21,
Вопросы после параграфа.
Рабочая тетрадь стр. 37, №№4, 5
Слайд 25Благодарность
Выражаю большую благодарность учителю биологии и химии первой квалификационной категории
МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Курганской области, Петуховского района Яковлевой Ларисе Александровне
за возможность использовать материалы ее презентации при создании этой работы.