Слайд 1Взаимодействие детского сада, школы и семьи по вопросам экологического образования
Стручков Евгений Алексеевич
учитель биологии,педагог дополнительного образования
Слайд 2Уровни экологического образования:
Дошкольный
Общеобразовательный (основная и полная средняя школа)
Профессиональный
Слайд 3Кадры решают всё!
Научный руководитель Николаева С.Н, д.п.н, и эколог Стручков
Е.А.
Слайд 4Дошкольный уровень экологического образования
Слайд 5
Педагог эколог работает с детьми, родителями и воспитателями
Слайд 6Развивающая экологическая среда:
Комната для занятий по экологии
Слайд 7Уголки природы в каждой группе
Слайд 8Фруктовый сад
В саду растут вишни, сливы двух сортов, яблони, смородина
Слайд 9Учебный огород
Консультация для воспитателей
Слайд 10Огород на окне
В зимнее время проводится цикл наблюдений за развитием
растений
Слайд 11Растения на «Экологической тропе»
Слайд 12Хвойные растения
Состав хвойных определяется способностью их выжить в условиях
мегаполиса.
1.туя
2.ель колючая голубая
3.лиственница
4.ель колючая
5.сосна
6.можжевельник
Слайд 13Лиственные породы
1.липа
2.клен остролистный, татарский
3.дуб
4.ясень
5.вяз
6.береза
7.осина, или тополь дрожащий
8.тополь
9.черемуха
10. рябина
11.ива шаровидная,
плакучая
Слайд 14Кустарники
1.акация
2.арония
3.айва японская
4.калина
5.орешник
6.спирея
7.чубушник (жасмин)
8.сирень
9.боярышник
10.шиповник
11.смородина
12.крыжовник
Слайд 15Система экологических занятий
1 раз в неделю занятия по экологии проводятся
воспитателем и 2 занятия с педагогом дополнительного образования во второй
половине дня
На занятиях кружка идет экспериментальная проверка «Рабочей тетради», выпущенной Николаевой С.Н.
Слайд 16Работа по программе «Познаем природу – готовимся к школе»
Земля –
планета Солнечной системы
Континенты и географические зоны
Леса и их обитатели
Многообразие растений
Многообразие
животных
Природные материалы
Россия – моя страна, мой край родной
Слайд 18Структура занятий в системе дополнительного образования
Работа с картиной или
иллюстрацией из книг
Основная теоретическая часть
Выполнение задания в рабочей тетради
Подведение итогов,
игра «Да–нет- ка»
Слайд 20Содержание занятия
Беседа по иллюстрации «Различные виды медведей»
Теоритическая часть – путешествие
на чудесном лифте на первый этаж леса и спуск на
землю, на 4 этаж и выяснение состава растений каждого яруса
Выполнение заданий «Рабочей тетради»
Подведение итогов занятия по модели леса,
Игра «Да – нет - ка»
Слайд 21Отслеживание знаний и умений
Вводная и итоговая диагностика
Мониторинг знаний по текущим
темам в подготовительной группе на начало и конец учебного года
Слайд 23Формы работы с воспитателями
Индивидуальная работа: консультации, просмотр занятий в своей
группе, методическая помощь и анализ проведенных воспитателем занятий, взаимопомощь при
отборе материала и оборудования, при проведении экологических маршрутов
Групповая работа:
консультации, участие в коллективном анализе посещенных занятий эколога и воспитателей, интеллектуальные обучающие игры, знакомство с новинками научно-популярной литературы и оборудования
Слайд 25Занятия родителей и детей с рабочими тетрадями по выходным дням
Информация
о результатах работы ребенка на занятиях в форме выставки детских
работ
Ежегодные отчеты перед родительской общественностью во время праздника «День Земли»
Слайд 27«День Земли» в детском саду
Оформление выставки творческих работ детей за
год
Праздничное представление с выступлениями детей о своих добрых делах в
природе
Интеллектуальный экологический марафон «Вместе дружная семья»
Слайд 28Интеллектуальный экологический марафон «Вместе дружная семья»
Различные конкурсы марафона рассчитаны на
детей, их родителей, семьи, детей и воспитателей и , наконец,
на всю команду
Слайд 29Экологический марафон «Птицы весной»
Конкурс «Верите ли вы, что ….»
Участники конкурса
– семьи
Вопросы
Песня мамы-кукушки «Ку-ку, ку-ку»
Скворцы могут селиться и в дуплах деревьев
Дятел каждый год делает себе новое дупло
Птицы могут гнездиться в норах
Птичье молоко есть у некоторых птиц
Полезные птицы могут приносить и вред
Жаворонок может петь в лунную ночь
Цапли и голуби для ухода за своим оперением используют пудру
У птиц хороший музыкальный слух
Слайд 30Кроссворд «Птица весенняя» для родителей
1.Черныйдятел, или ………
2. ……….. С весною
в сени к нам летит
3.Символ мудрости
4. У вороненка мама –
ворона, а папа -………..
5.Птица – гигант
6.Где обедал …….
7. А эти птички знакомы всем, сало любят…….
8.Союз и русская река
9.Ее песня – повторяющийся слог
Слайд 31Конкурс для детей «Загадки – отгадки»
В лесу под щебет, звон
и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!
И ставит подпись …………..
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? …………..
Слайд 32Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья – белобока,
А зовут
ее ………
Кто так заливисто поет,
О том, что солнышко встает?
………….
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая …….
Слайд 33
Явился в желтой шубке:
«Прощайте, две скорлупки!»
На шесте – дворец,
во дворце – певец
В воде купалась, а сухой осталась
Слайд 34
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло –
летит в дупло ……..
Всех перелетных птиц черней
Чистит землю от червей
И
петь не поет, и летать не летает,
За что же тогда его птицей считают?
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор
Слайд 35Конкурс орнитологов для воспитателей
Определите названия предложенных вам птиц и расскажите,
кто из них живет в лесу или рядом с человеком
Слайд 36Биоаукцион «Птицы-фрукты! И не только!...»
1.Вопрос о самой маленькой птичке наших
хвойных лесов
Птичка эта невелика – всего 5-8 граммов. Любит селиться
в хвойных лесах, особенно еловых. Зимует вместе с синицами. Интересное у нее название – такое же, как у разновидности фрукта с оранжевыми или желтыми плодами с вяжущим вкусом
Королек
Слайд 37
И снова вопрос о птицах-фруктах
Удивительная эта утка: редко ныряет,
очень любит желуди, гнездится в дуплах, ее часто можно увидеть
сидящей на ветках деревьев. Самцы этих уточек – настоящие щеголи с ярким разноцветным оперением. Занесены в Красную книгу России. Название этой птицы – фрукт, символ Нового года для старших поколений
Мандаринка
Слайд 38
Вопрос о птице – символе страны
Это тоже удивительная птица
из отряда бескрылых. Нет у нее не только крыльев, но
и хвоста. Зато хорошо развито обоняние, с помощью которого она разыскивает в земле червей. Птица несет очень крупные яйца весом 450 граммов, хотя сама весит около 2 кг. Эта птица – символ Новой Зеландии, носит название знакомого вам фрукта с зеленой мякотью
Киви
Слайд 39
Вопрос о птице с названием грибов, известных каждому
Первое название
этой птицы – чомга. Гнездо у нее всегда мокрое, полузатопленное,
но птенцы там появляются обязательно. Мясо у них жесткое и невкусное, поэтому их неслучайно называют так же, как и грибы, которые мы никогда не кладем в корзинки
Поганка
Слайд 40
Вопрос о птице, носящей название каши – обязательной пищи
англичан
Эта зимующая птица. Если зимой у дороги вы встретите эту
пеструю желто-коричневую птицу, то это может быть только она. Летом, сидя на вершине дерева, самец ее повторяет одну и ту же фразу: «Мужик сено вез - не довез». Эту кашу предлагают детям на завтрак, но не все ее любят
Овсянка
Слайд 41Экологическая тропа
Разработаны весенний и зимний маршруты по территории детского сада.
Весенняя экологическая тропа «В поисках пропавшего клада» проводится для детей
и их родителей
Слайд 42Познавательно-игровой экологический маршрут «Тропою следопыта, или в поисках пропавшего клада»
Слайд 43Дополнительное экологическое образование в школе
Слайд 44Работа в начальной школе
Начатая в детском саду работа по экологическому
образованию продолжается в начальной школе. Экологическим образованием занимаются учителя начальных
классов, учитель биологии Стручков Е.А. под руководством зам.директора по экспериментальной работе Титкова М.А.
Слайд 45Экологический интеллектуальный семейный клуб «Ладушки»
Слайд 46Тема заседания «Овощи и фрукты – важные продукты»
Конкурс «Верите ли
вы, что…»
Конкурс «Подсказка»
Конкурс «Овощной алфавит» для родителей
Конкурс «Загадки-отгадки» для детей
Конкурс
«Биоаукцион» на тему «Ядовитые, но съедобные»
Слайд 48Модуль «Природные зоны России»
Модуль включает теоретические занятия и серию интеллектуальных
игр – например - «Таежными тропами», «Степь да степь кругом»,
«Под пологом широколиственного леса»
Слайд 49Экологический творческий фестиваль «День Земли в городе Мастеров»
Один из этапов
– интеллектуальные игры для учащихся начальных классов: «По странам и
материкам», «По морям и океанам»
Слайд 51
Благоустройство школьной территории: посадка луковичных, заложена плантация конского каштана, создается
питомник по выращиванию кустарников
Слайд 52Перспективы
Создание системы непрерывного экологического образования Детский сад-Школа
Благоустройство школьной территории и
создание учебно-опытного участка
Создание экологической тропы на территории Салтыковского лесопарка