Разделы презентаций


Борьба за существование и естественный отбор

Содержание

Цели урока:Сформировать представление о формах борьбы за существование.Сформировать представление о формах естественного отбора.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Борьба за существование и естественный отбор
Тема урока:

Борьба за существование и естественный отборТема урока:

Слайд 2Цели урока:
Сформировать представление о формах борьбы за существование.
Сформировать представление о

формах естественного отбора.


Цели урока:Сформировать представление о формах борьбы за существование.Сформировать представление о формах естественного отбора.

Слайд 32.Естественный отбор
3.Задания
1.Борьба за существование
4.Домашнее задание

2.Естественный отбор3.Задания1.Борьба за существование4.Домашнее задание

Слайд 4В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат. Для

простоты расчета будем считать, что каждая мышь рождает в год

25 самок и 25 самцов. Таким образом, потомство одной самки через 5 лет составляет 829425 особей.

Объясните, почему число мышей на планете заметно не увеличивается.


В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат. Для простоты расчета будем считать, что каждая мышь

Слайд 5Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей и средствами к

их жизни неизбежно приводит к борьбе за существование. Под выражением “борьба

за существование” понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.



Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей и средствами к их жизни неизбежно приводит к борьбе за

Слайд 6Внутривидовая борьба
Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в

сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных

условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной.



Сосны в одновозрастном лесном насаждении

Внутривидовая борьбаВозникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же

Слайд 7Межвидовая борьба
С одной стороны это может быть такая борьба за

существование как взаимоотношения между хищником и жертвой (зайцы и волки).

С другой стороны между различными видами может существовать конкуренция за ресурсы (пища, свет, места обитания). К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма.



Рассмотрите рисунок, стрелками покажите возможные взаимосвязи между видами.

Межвидовая борьбаС одной стороны это может быть такая борьба за существование как взаимоотношения между хищником и жертвой

Слайд 8Борьба с неблагоприятными факторами неживой природы
Наблюдается в любой части ареала

вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные

и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности.



Борьба с неблагоприятными факторами неживой природыНаблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия

Слайд 9Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор -

процесc, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство

преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.


Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор - процесc, в результате которого выживают и оставляют

Слайд 10Действует в постоянных условиях среды. На значение этой формы указал

выдающийся российский ученый И.И. Шмальгаузен. Стабилизирующий отбор направлен на поддержание

ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений, концентрация глюкозы в крови у позвоночных и т. д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Стабилизирующий отбор



Действует в постоянных условиях среды. На значение этой формы указал выдающийся российский ученый И.И. Шмальгаузен. Стабилизирующий отбор

Слайд 11Стабилизирующий отбор
Действием стабилизирующей формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и

формы цветков у насекомоопыляемых растений. Связано это с тем, что

цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей. Шмель не способен проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не сможет коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком. Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились реликтовые животные: кистеперая рыба латимерия, представитель древних рептилий гаттерия, голосеменное растение гинго.



Стабилизирующий отборДействием стабилизирующей формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений. Связано это

Слайд 12Движущий отбор
Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит

к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым

условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.



Движущий отборСпособствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей,

Слайд 13Движущий отбор
Например, среди крыс очень быстро распространилась устойчивость к яду,

вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда поедают приманки, отравленные таким

ядом. Примером утраты признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у кротов, ведущих подземный образ жизни, редукция корней и листьев у растений-паразитов.



Движущий отборНапример, среди крыс очень быстро распространилась устойчивость к яду, вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда поедают

Слайд 14Разрывающий (дизруптивный) отбор
Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака, но

не благоприятствующих среднему состоянию.Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции

благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы.



Разрывающий (дизруптивный) отборДействует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака, но не благоприятствующих среднему состоянию.Этот отбор эффективен, когда

Слайд 15Дизруптивный отбор
Примером разрывающего отбора может служить случай образования различных популяций

растения погремка большого в связи с покосами. Эта форма отбора

возникает при устранении из исходной популяции растений со средними сроками цветения. В конечном итоге единая популяция распадается на две, находящиеся на одной территории, но оказывающиеся изолированными друг от друга в смысле воспроизведения.



Дизруптивный отборПримером разрывающего отбора может служить случай образования различных популяций растения погремка большого в связи с покосами.

Слайд 16Говоря о естественном отборе в целом, нельзя упускать из вида

его творческую роль. Накапливая полезные для популяции и вида наследственные

изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.



Говоря о естественном отборе в целом, нельзя упускать из вида его творческую роль. Накапливая полезные для популяции

Слайд 17Задание 1 Определите формы взаимоотношений организмов:
В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие

быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30

суток гибнут те растения,которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.


Задание 1 Определите формы взаимоотношений организмов:В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и

Слайд 18Задание 2
Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь

Х.К. Бампус собрал и принес в лабораторию 136 оглушенных стихией

домовых воробьев. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил ученый?



Задание 2Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь Х.К. Бампус собрал и принес в лабораторию

Слайд 19Задание 3
Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют

светлую окраску тела и крыльев. Развитие промышленности, связанное с этим

загрязнение стволов деревьев и гибель лишайников, живучих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости черных (меланистических) бабочек. В окрестностях некоторых городов черные бабочки за короткое время стали преобладающими, тогда как сравнительно недавно они там полностью отсутствовали.
Составьте до конца схему образования новой темно-окрашенной бабочки.



Задание 3Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют светлую окраску тела и крыльев. Развитие промышленности,

Слайд 20Домашнее задание Заполните таблицу:

Домашнее задание Заполните таблицу:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика