Разделы презентаций


Взаимодействие генов (аллельных и неаллельных)

Содержание

Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Взаимодействие генов

Взаимодействие генов

Слайд 2Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных

генов.

Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.

Слайд 3 Проблема 1. Каковы причины и результаты взаимодействия аллельных генов?

Взаимодействие

генов – совместное действие нескольких генов, приводящее к появлению признака,

отсутствующего у родителей, или усиливающее проявление уже имеющегося признака.
Вступать во взаимодействие могут как аллельные, так и неаллельные гены.


Проблема 1. Каковы причины и результаты взаимодействия аллельных генов?Взаимодействие генов – совместное действие нескольких генов, приводящее

Слайд 4Взаимодействие генов
Аллельных
Полное доминирование
Неполное доминирование
Множественный аллелизм
Кодоминирование
Сверхдоминирование
Неаллельных
Комплементарность
Эпистаз
Полимерия
Плейотропия

Взаимодействие геновАллельныхПолное доминированиеНеполное доминированиеМножественный аллелизмКодоминированиеСверхдоминированиеНеаллельныхКомплементарностьЭпистазПолимерияПлейотропия

Слайд 5Полное доминирование
Наследование признаков окраски и формы семян у гороха

Полное доминированиеНаследование признаков окраски и формы семян у гороха

Слайд 6Неполное доминирование
Наследование окраски цветка у ночной красавицы

Неполное доминированиеНаследование окраски цветка у ночной красавицы

Слайд 7Множественный аллелизм

Множественный аллелизм

Слайд 8Кодоминирование
Кодоминирование – явление независимого проявления двух доминантных аллелей в фенотипе

гетерозиготы, т.е. отсутствие доминантно-рецессивных отношений между аллелями.
Например, при наследовании групп

крови у человека.
Ген I имеет три аллеля: IА и IВ кодирует два разных фермента, i0 – не кодирует никакого. При этом аллель i0 рецессивен по отношению к IA и IB , а между двумя последними нет доминантно-рецессивных отношений
КодоминированиеКодоминирование – явление независимого проявления двух доминантных аллелей в фенотипе гетерозиготы, т.е. отсутствие доминантно-рецессивных отношений между аллелями.Например,

Слайд 9Варианты взаимодействия трех аллельных генов

Генотипы различных групп крови у

человека
Фенотипы групп крови у человека

Варианты взаимодействия трех аллельных генов Генотипы различных групп крови у человекаФенотипы групп крови у человека

Слайд 10Вывод:


Вывод:

Слайд 11Задачи
1. У матери I группа крови, у отца IV. Могут

ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
2. Родители имеют

II и III группы крови, а их дочь – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможно ли переливание крови родителей их ребенку?
3. В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребенка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группы, а другая – II и IV. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребенок.
Задачи1. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из

Слайд 12Дополнительные задачи
1. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать

имеет вторую группу крови, не страдает нарушением цветного зрения, но

является гетерозиготой по обоим признакам, а у отца третья группа крови и нормальное зрение (гомозигота по обоим признакам). Дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.
2. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет четвертую группу крови и гетерозиготна по гену альбинизма, у отца – первая группа крови, он гетерозиготен по гену альбинизма. Альбинизм – рецессивный аутосомный признак.

Дополнительные задачи1. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет вторую группу крови, не страдает нарушением

Слайд 13Проблема 2: Каковы результаты взаимодействия неаллельных генов? Комплементарность.

Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, при котором они дополняют

действие друг друга, и признак формируется при одновременном действии обоих генов.
Например, у душистого горошка ген А обуславливает синтез пропигмента – предшественника пигмента, а ген В определяет синтез фермента, который переводит пропигмент в пигмент, поэтому окрашенные цветки могут быть только при наличии обоих генов.
Задача: Каковы фенотипы родителей и потомства при скрещивании растений душистого горошка с генотипами ААвв и ааВВ?
Проблема 2: Каковы результаты взаимодействия неаллельных генов? Комплементарность.     Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов,

Слайд 14Эпистаз.
Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором один из генов

полностью подавляет действие другого гена.
Ген, подавляющий действие другого гена, называется

геном-супрессором (ингибитором, эпистатичным геном).
Подавляемый ген называется гипостатичным.
Эпистаз может быть как доминантным, так и рецессивным.
Эпистаз.Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена.Ген, подавляющий действие

Слайд 15Доминантный эпистаз.
Например, у тыквы доминантный ген Y вызывает появление желтой

окраски плодов, а его рецессивная аллель y – зеленой. Кроме

того, имеется доминантный ген W, подавляющий проявление любой окраски, в то время как его рецессив w не мешает окраске проявляться, поэтому растения, имеющие в своем генотипе хотя бы один доминантный ген W, будут образовывать белые плоды независимо от аллели Y – y.
Задача: определить фенотипы тыкв с генотипами
Y Y W W - Y Y W w - Y Y w w –
Y y W W - Y y W w - Y y w w –
y y W W - y y W w - y y w w -

Доминантный эпистаз.Например, у тыквы доминантный ген Y вызывает появление желтой окраски плодов, а его рецессивная аллель y

Слайд 16Рецессивный эпистаз.
Например, у домовых мышей рыжевато-серая окраска шерсти (агути) определяется

доминантным геном А, его рецессивная аллель а в гомозиготном состоянии

определяет черную окраску. Доминантный ген другой пары С определяет развитие пигмента, а гомозиготы по его рецессивному аллелю с являются альбиносами (отсутствие пигмента в шерсти и радужной оболочке глаз).
Задача: определить фенотипы мышей с генотипами
ААСС - ААСс - ААсс -
АаСС - АаСс - Аасс -
ааСС - ааСс - аасс -
Если А – ген рыжевато-серой окраски (агути)
а – ген черной окраски
С – ген наличия пигмента
с – ген отсутствия пигмента
Рецессивный эпистаз.Например, у домовых мышей рыжевато-серая окраска шерсти (агути) определяется доминантным геном А, его рецессивная аллель а

Слайд 17Полимерия.
Полимерия – взаимодействие неаллельных генов, при котором на проявление одного

признака влияет одновременно несколько генов (при этом, чем больше в

генотипе доминантных генов, тем более выражен признак).
Например, у человека количество меланина в коже определяется тремя неаллельными генами А1А2А3. Наибольшее количество меланина характерно для генотипа А1А1А2А2А3А3, что обуславливает темно-коричневый цвет кожи представителей негроидной расы. Для европеоидов характерен генотип а1а1а2а2а3а3. Промежуточные варианты будут определять различную интенсивность пигментации. При этом чем больше доминантов в генотипе, тем темнее кожа.
Полимерия.Полимерия – взаимодействие неаллельных генов, при котором на проявление одного признака влияет одновременно несколько генов (при этом,

Слайд 18Плейотропия.
Плейотропия – явление одновременного влияния одного гена на несколько признаков.
Существование

этого явления не противоречит классической концепции «один ген – один

белок – один признак», т.к. в результате считывания информации с гена образуется некий белок, который может участвовать в различных процессах, происходящих в организме, оказывая таким образом множественное действие.
Например, у овса окраска чешуи и длина ости контролируется одним геном.
У человека ген, определяющий рыжую окраску волос, одновременно обуславливает более светлую окраску кожи и появление веснушек.

Плейотропия.Плейотропия – явление одновременного влияния одного гена на несколько признаков.Существование этого явления не противоречит классической концепции «один

Слайд 19Синдром Марфана: длительный рост
конечностей, «Паучьи пальцы», деформация
лица, дефект хрусталика глаза,

порок сердца,
прогрессирующая глухота и т.п.

Синдром Марфана: длительный ростконечностей, «Паучьи пальцы», деформациялица, дефект хрусталика глаза, порок сердца, прогрессирующая глухота и т.п.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика