Слайд 1Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
подготовила
учитель начальных классов
Куриленко
Елена Ерьевна
( МБОУ «Самофаловская сош»
Слайд 2Гигиенические условия в классе
Чистота
Температура и свежесть воздуха
Рациональность освещения класса и
доски
Наличие\отсутствие монотонных неприятных раздражителей
Слайд 3Число видов учебной деятельности, используемых учителем
Опрос учащихся
Письмо
Чтение
Слушание
Рассказ
Рассматривание наглядных пособий
Ответы на
вопросы
Решение примеров, задач
Практические занятия и т.д. ( нормой считается 4
– 7 видов за урок)
Слайд 4Число использованных учителем видов учебной деятельности
Словесный
Наглядный
Аудиовизуальный
Самостоятельная работа и др.
Норма –
не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания – не позже
чем через 10 – 15 минут.
Слайд 5Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
Методы свободного
выбора ( свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов
взаимодействия, свобода творчества и тд.)
Активные методы( ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.)
Методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.)
Слайд 6Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
Для взаимосвязанного решения как учебных,
так и воспитательных задач
Слайд 7Позы учащихся и их чередование
Степень естественности позы школьников
– индикатор психологического воздействия учителя
Слайд 8Физкультминутки и физкультпаузы
Обращается внимание на их
содержание и продолжительность ( норма на 15
– 20 минут урока по 1 минуте из трех легих упражнений с 3-4 повторениями каждого)
Слайд 9Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни
Умение учителя выделить и
подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Слайд 10Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Интерес
к занятиям
Стремление больше узнать
Радость от активности
Интерес к изучаемому материалу
Слайд 11Благоприятный психологический климат на уроке
Заряд положительных
эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы
на здоровье.
Слайд 12Преобладающее выражение лица учителя
Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные
остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и
тд.
Слайд 13Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной нагрузки
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений
школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока.
Слайд 14Темп и особенности окончания урока
Завершение урока должно быть
спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог
прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Слайд 15Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Слайд 16Правило 1
правильная организация урока
Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне
Главная
цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать
требуемый ответ
Слайд 17Три этапа урока
Учитель сообщает информацию
Ученики формулируют и задают вопросы
Учитель и
ученики отвечают на вопросы
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет
утомление
Слайд 18Правило 2
Использование каналов восприятия
Аудиальное восприятие
Визуальное восприятие
Кинестетическое восприятие
Слайд 19Правило 3
учет зоны работоспособности учащихся
Биометрический оптимум работоспособности имеют свои пики
и спады как в течение учебного дня, так и в
разные дни учебной недели.
Слайд 20Правило 4
Распределение интенсивности умственной деятельности
Слайд 21 эффективность усвоения знаний
5 – 25 минута – 80 %
25
– 35 минута – 60 – 40 %
35 – 40
минута – 10 %
Слайд 22вывод
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не доложен приводить к
тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами
утомления.
Слайд 23Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Слайд 24Что педагог должен уметь
Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления.
Владеть
основами здорового образа жизни.
Устанавливать контакт с коллективом учащихся.
Наблюдать и интерпретировать
вербальное и невербальное поведение.
Прогнозировать развитие своих учащихся.
Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления.
Личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Слайд 25Три проблемы здорового образа жизни
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к
себе, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
Изменения отношения
учителя к учащимся.
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.
Слайд 26Внешние признаки усталости ученика
Частые перемены позы
Потягивание
Встряхивание руками
Зевота
Закрывание глаз
Подпирание головы
Остановившийся взгляд
Ненужное
перекладывание предметов
Разговор с соседом
Увеличение количества ошибок в ответах
Невосприятие вопроса
Задержка с ответом
Частые поглядывания на часы в ожидании конца урока