Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Тамбовская
область Тамбовский район р.п. Новая Ляда
Семинар
УМК «Мир души»
(апробация авторской
программы по ДНВ
для дошкольников 3-7 лет
по образовательной области
«Познавательное развитие»,
под редакцией Г.Д.Зубовой
Автор : Шепенева Елена Васильевна,
старший воспитатель, 2017г.
Автор : Шепенева Елена Васильевна,
старший воспитатель, 2017г.
Слайд 2Духовно- нравственное воспитание
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя
ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно - нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 3 Дошкольный возраст
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к
уважению и пониманию других людей
Слайд 4
О духовно- нравственном воспитании
«Трудно не согласиться с теми, кто утверждает
, что без христианства, православной веры , без возникшей на
их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни»
Президент РФ В.В.Путин
Слайд 5О духовно- нравственном воспитании
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева потребовала изменить ФГОСы (федеральные
государственные образовательные стандарты ) в части духовно-нравственного воспитания и социализации
школьников.
Внеурочное время надо использовать, чтобы развивать учеников с духовно-нравственной точки зрения, чтобы они стали «действительно гражданами нашей страны».
Слайд 6Нормативные документы
Духовно – нравственное воспитание формируется с учётом новых
требований к организации воспитательно - образовательного процесса,
которые отражены в нормативных документах:
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
Концепция модернизации Российского образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения детей дошкольного возраста
Слайд 7ФГОС ДО
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным
здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических
и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Слайд 8
Приоритетное направление
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является ДНвоспитание.
Мы разработали программу для дошкольников 4-7 лет по образовательной области
«Познавательное развитие» «Тропинка добра». Педагоги детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом.
Слайд 9
Цели и задачи
Цель программы: целостное духовно – нравственное
воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям
православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Программа решает следующие задачи:
-интеллектуальное и духовное обогащение детей
-знакомство с православной верой
-формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме
-возрождение русских национальных традиций и обычаев
-сохранение нравственных семейных ценностей
Слайд 10 Структура программы
Программа состоит из пяти блоков:
«Моя семья
- моё богатство »
«Родной свой край люби и знай»
« Основы
православной культуры»
«У истоков русской народной культуры»
«Защитники Отечества»
Слайд 11Содержание программы
1 блок «Моя семья – моё богатство»
Темы данного блока
знакомят детей с семейными традициями, обычаями, которые передаются из поколения
в поколение. Учат детей быть внимательными и любящими своих родителей, почитать старших членов семьи.
2 блок «Родной свой край люби и знай »
Темы данного блока знакомят детей с родным городом, поселком (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
3 блок «Основы православной культуры»
Темы данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
4 блок «У истоков русской народной культуры»
Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством.
5 блок «Защитники Отечества»
На ООД по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.
Слайд 12
Развивающая предметно- пространственная среда
Слайд 13Апробация
авторской программы
по ДНВ для дошкольников 3-7 лет
«Уроки
милосердия»,
под редакцией Г.Д.Зубовой
(на базе МАДОУ детский сад «Планета
детства»
Слайд 14Количество воспитанников и педагогов, принявших участие
в апробации программы по
ДНВ «Уроки милосердия»
Слайд 17Организованная образовательная деятельность по рабочим тетрадям
для детей 3-4 лет
Слайд 18
ООД №1. Тема: «Короткие повествования о красоте Божьего мира.
Родная земля. Животные»
(для детей 3-4 лет)
ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей
эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное; прививать детям любовь к животным
Слайд 19
ООД №2 Тема:«Короткие повествования о красоте Божьего мира.
Родная земля. Цветы. Тучка-лейка»
(для детей 3-4 лет)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей
с красотами Божьего мира, научить видеть прекрасное в обыденном
Слайд 20
ООД №3 Тема: «Короткие повествования о красоте Божьего мира.
Насекомые. Кузнечик-скрипач. Улитка.»
(для детей 3-4 лет)
ЦЕЛЬ: Познакомить с красотами Божьего
мира –с насекомыми, научить видеть прекрасное в обыденном
Слайд 21
ООД №4. Тема: «Короткие повествования о красоте Божьего мира. Птицы»
для
детей 3-4 лет)
ЦЕЛЬ: Развивать у детей дошкольного возраста патриотические чувства
к родному краю через ознакомление с птицами нашего края
Слайд 22Организованная
образовательная деятельность
по рабочим тетрадям
для детей 4-5 лет
Слайд 23
ООД №2. Тема:«Короткие повествования о красоте Божьего мира. Времена года.
Осень».
(для детей 4-5 лет)
ЦЕЛЬ: Воспитание у детей чувства прекрасного, классификация
съедобных и несъедобных грибов
Слайд 24
ООД №5. Тема: «Добрые отношения в окружающем мире. Домашние животные»
(для детей 4-5 лет)
Цель: Объяснение детям такого понятия, как «верность»,
что оно присуще не только человеку, но и животному.
Слайд 25
ООД №6. Тема: «Добрые отношения в окружающем мире. Домашние птицы»
(для детей 4-5 лет)
ЦЕЛЬ: Объяснение детям понятия «храбрец», «хороший друг»,
«взаимовыручка»
Слайд 26
ООД №7. Тема:«Добрые отношения в окружающем мире. Дикие птицы»
(для
детей 4-5 лет)
ЦЕЛЬ: Объяснение детям понятий «прощение», «помощь»
Слайд 27Организованная
образовательная деятельность
по рабочим тетрадям
для детей 5-6 лет
Слайд 28
ООД №1 Тема: «Короткое повествование о красоте Божьего мира. Летом»
(для
детей 5-6 лет)
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о творении мира, уточнять
представления детей о временах года, воспитывать бережное и внимательное отношению к миру – прекрасному творению Господа
Слайд 29
ООД № 2 Тема: «Птицы весной»
(для детей 5-6 лет)
ЦЕЛЬ:
Заложить основы духовно-нравственного воспитания детей к братьям нашим меньшим и
гармоничного взаимодействия с природой. Воспитание эмоционально-положительных отношений к живым существам, ответственного поведения к окружающей среде.
Слайд 30
ООД №3. Тема: «Короткие повествования о
красоте Божьего мира. Птицы осенью»
(для детей
5-6 лет)
ЦЕЛЬ: Воспитывать доброту, милосердие у детей к братьям нашим меньшим. Любить Божий мир, видеть его красоту, заботливо и справедливо относиться к обитателям родной природы
Слайд 31
ООД №4 Тема: «Короткое повествование о красоте Божьего мира. Добрые
отношения в окружающем мире»
(для детей 5-6 лет)
ЦЕЛЬ: Формировать навыки доброжелательности,
уважения к другому человеку, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру.
Слайд 32
ООД №5. Тема: «Короткие повествования о красоте Божьего мира. Добрые
отношения в окружающем мире. Скромность. Хвастовство»
(для детей 5-6 лет)
ЦЕЛЬ:
Согласно слову Божьему скромность есть добродетель. Она противоположна плохим чертам - тщеславию, гордыне, заносчивости, наглости и нахальству. Скромность подразумевает любых обстоятельствах пребывать в мире самим с собой. не возвышаться над другими, быть сдержанным по отношению к окружающим
Слайд 33
ООД № 6 Тема: «Добрые отношения в окружающем мире»
ЦЕЛЬ: Воспитывать
в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся,
быть терпимым, мирными во взаимоотношениях со всеми.
(для детей 5-6 лет)
Слайд 34Организованная
образовательная деятельность
по рабочим тетрадям
для детей 6-7 лет
Слайд 35
ООД №1 Тема: «Что мы Родиной зовем? Дом, в
котором мы живем»
(для детей 6-7 лет)
ЦЕЛЬ: Воспитание духовно-нравственной личности ребенка,
содействие обретению им нравственного духовного опыта, основанного на традициях русского народа
Слайд 36
ООД №2 Тема: «Доброе отношение в окружающем мире»
(для детей
6-7 лет)
ЦЕЛЬ: Согласно слову Божьему: «Вся природа - великая книга
о Боге, которая открывается доброму и любящему сердцу. Оно одно умеет ее читать»
Слайд 37
ООД №4. Тема: « Добрые отношения в окружающем мире»
(для детей 6-7 лет)
ЦЕЛЬ: Воспитывать
в детях доброе отношение ко всему, что окружает нас, учить видеть во всем красоту, пробудить интерес детей к окружающему миру, развивать память, внимание
Слайд 38
ООД №6. Тема: «Как Бог спас Ноя во время Потопа.
Ковчег. Радуга завета»
(для детей 6-7 лет)
ЦЕЛЬ: Систематизировать и
пополнить имеющиеся у детей представления о многообразии мира; воспитывать любовь к окружающему миру, бережному отношению к природе, как творению Божьему; развивать желание выразить свою радость, доброжелательность к окружающему миру
Слайд 39
Из опыта работы нашего педагогического коллектива
В январе 2017 года все
возрастные группы приняли участие в смотре - конкурсе «Встречаем Рождество».
Данный конкурс состоял из номинаций: «Рождественский венок», «Рождественский сапожок», «Рождественская открытка», «Рождественский вертеп», «Рождественская вытыканка»
Слайд 40Номинация «Рождественские вытыканки»
Слайд 41Вывод
«… Духовно – нравственное воспитание , утверждение идеалов добра, милосердия
и справедливости, является важнейшей миссией не только религиозной организации, но
и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали моральные традиции и моральные устои»
В.В.Путин
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди»
Святитель Иоанн Златоуст