Слайд 1Презентация
по литературному чтению
3 класс
Учитель
Калашникова М.Н.
Слайд 2Цели:
познакомимся с биографией С. Есенина;
будем учиться понимать и чувствовать окружающую
природу.
Задачи:
будем развивать воображение, память, мышление;
будем развивать правильное, выразительное чтение;
закрепим знания
художественных приёмов, умения анализировать стихотворение;
Подумаем, любим ли мы природу!
С.А. Есенин « Черёмуха»
Слайд 3Сергей Александрович Есенин
1895 - 1925
великий русский поэт
Слайд 4Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново
Рязанской губернии в семье крестьянина.
Образование в биографии Есенина было получено
в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.
Слайд 5О детстве и юности Есенина известно не много. Несомненно одно,
что судьба предлагала известному поэту избрать иной путь – посвятить
свою жизнь педагогике. В 1909 году подошло к концу обучение Сергея Есенина в Константиновском земском училище. Отличные оценки позволили ему поступить в церковно-учительскую школу. Но через полтора года он покинул порядком надоевшие школьные стены, потому как не мог представить себя в роли учителя.
Слайд 6Отец поэта, Александр Никитич Есенин (1873-1931 гг.) с юности пел
в церковном хоре. Он был крестьянином, но для крестьянского дела
совсем не годился, поскольку толком и лошадь запрячь не мог. Поэтому и уехал работать в Москву к купцу Крылову, который держал мясную лавку. Александр Есенин был очень мечтательным. Он мог долго задумчиво сидеть у окна, очень редко улыбался, но при этом мог рассказывать такие смешные вещи, что все кругом катались со смеху.
Слайд 7Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова (1873-1955 гг.), тоже была из
крестьянской семьи. Она почти всю свою жизнь прожила в Константиново.
Рязанская область практически пленила ее. Татьяна Федоровна дала своему сыну Сергею силу и уверенность в таланте, без этого он никогда бы не решился ехать в Петербург. Родители Есенина не были счастливы в браке, однако мать всю свою жизнь жила с тяжелым сердцем и жуткой болью в душе, и на то были серьезные причины.
Слайд 9Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году.
Начиная с 1914
года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для
детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).
В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
Слайд 1028 декабря 1925 года наступила смерть Есенина. Поэт прожил короткую,
но очень непростую жизнь.
До сих пор остаётся загадкой история его
гибели…
Слайд 11Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
-
чтобы передать радость общения с природой;
- чтобы рассказать о том,
что зацвела черёмуха;
- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
Слайд 12– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с
острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна
гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
Слайд 13Черемуха - дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми
цветками, собранными в кисти.
Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать
питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
Слайд 14– При помощи каких слов автор описал черемуху?
– Каким понятием можно
объединить эти слова?
- Что такое эпитет?
Эпитет – художественное определение, придающее
выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
- Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Слайд 15История создания
Так как Есенин вырос в сельской местности, то в
его творчестве множество стихов об окружающем нас удивительном, живом, очаровывающим
миром, красоту которого мы часто не замечаем. Любимым временем года поэта была весна- период пробуждения и цветения жизни. Именно этому посвящено стихотворение "Черемуха". Автор написал его в 20 лет, в 1915 году. Тогда же в марте работа была напечатана в журнале "Мирок". В лирике поэта большое число стихов об окружающем нас восхитительном мире.
Слайд 16Жанр
Поэзия в литературе относится к лирике. Лирика- это род литературы,
основанный на эмоциональном переживании чувств и эмоций поэта. В лирике
существует многообразие жанров, каждый из которого имеет свои особенности. Описание природы вокруг относится к пейзажной лирике. Это словесное искусство, Есенин изображает мир вокруг себя, делает его основной темой своих стихотворений.
Слайд 17Тропы и образы
Есенин профессионально пользуется множество художественных средств в своих
работах. Например в данном стихотворении присутствуют такие литературные обороты как:
Эпитеты, сравнения, олицетворение. В строках стихотворения "Черемуха" описывается весна, представленный описанием нескольких конкретных элементов черемухи, росы, травы, ручья. Есенин обладал удивительной способностью делиться своим настроением, впечатление, чтоб читатель смог почувствовать себя среди описанной картины.
Слайд 18Сюжет
Сам по себе сюжет отсутствует. Автор описывает свое личное видение
окружающего мира. Лирический герой тоже не определен, стих посвящен пейзажу
в целом. Есенин акцентируется на одном конкретном объекте, а позволяет читателю представить происходящее в целом.
Слайд 19Основная мысль
В стихотворении "Черемуха" происходит удивительное оживление природы. Читателю передается
настроение весны, чувство легкости и вдохновения. Эта жизнерадостная картина будто
предстает вокруг и играет всеми красками весны, на самом деле начинаешь чувствовать аромат цветущей черемухи и молодой травы, слышать звон ручья, чувствовать тепло солнечных лучей. Есенин в полной мере раскрыл здесь всю удивительную красоту природы, полноту ее жизни.
Слайд 20Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки, посидеть под ней,
И
могла цвести она много-много дней.
Это чья черемуха? Да она ничья.
Белая Снегурочка около ручья.
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки. А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
(3.Александрова)
Слайд 21Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок
– это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить
раны родной природе, что же станет с ней?
Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем. Такую красоту надо видеть и беречь.