Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Елисеев.ВФ. учитель физической
культуры МБОУ «СОШ №1» г. Алдан
Слайд 2Метапредметные результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Понимание физической культуры как
явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления,
физических, психических и нравственных качеств
Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности
Проявление осознанной дисциплинированности, готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности
Слайд 34. Владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений
5. Владение способами наблюдения
за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Слайд 4 Концепция универсальных учебных действий разрабатывается на основе системно-деятельностного
подхода (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г.Асмолов) группой
авторов: А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, О.А. Карабановой, И.А.Володарской, Н.Г.Саоминой, С.В.Молчановым
Слайд 5Инновации опираются на достижения:
А) компетентностного подхода
Б) проблемно ориентированного развивающего образования
(представлено в концепции Занкова)
В) личностно ориентированного образования (Шадриков, Якиманская)
Г) Смысловой
педагогики вариантивного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов)
Д) Системно-деятельностный подход (Выготский, Леонтьев, Эльконин, Гальперин)
Слайд 6Личностные универсальные действия
Самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая
формируется внутри координат системы отношений (формирование Я-концепции, самооценка)
Смыслообразование - установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (мотивационная сфера)
Нравственно-этическая ориентация - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор (моральное сознание и поведение)
Слайд 7 Самооценка - ядро самосознания личности, система оценок и представлений
о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире
и в отношениях с другими людьми
Слайд 8Развитие рефлексивной самооценки (действия)
сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня
и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки
предоставление ребенку
возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия
создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом
умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их
Слайд 9Показатели роста самооценки
широта диапазона критериев оценок
их соотнесенность
обобщенность
отсутствие категоричности
аргументированность
объективность
Слайд 10Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися причин неуспеха
обеспечение успешности в
учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и
усвоения системы научных понятий
положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок
стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося
формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей
развитие проблемно ориентированного способа совладания с трудными ситуациями;
ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития
Слайд 11Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели,
а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность
или пассивность поведения
Мотив - побуждение к активности, деятельности / мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить
Мотивирование - создание условий для развития собственных мотивов либо внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний
Слайд 12Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника (самоуважения в деятельности,
познавательных мотивов)
Внешняя мотивация (мотивация, искусственно поддерживаемая внешними подкреплениями) основана
на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания
Слайд 13Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной
деятельности
содержание учебного материала
организация учебной деятельности
коллективные формы учебной деятельности
оценка результатов учебной
деятельности
стиль педагогической деятельности учителя
Слайд 14Содержание учебного материала
Для развития интереса к предмету и любознательности следует
использовать:
все возможности учебного материала: новые необычные факты, ваш или еще
чей-то оригинальный взгляд на события, яркие наглядные пособия, изготовление самоделок и т.д.
загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым Вы обучаете
активные методы обучения
музыкальное сопровождением, яркие плакаты, относящиеся к изучаемому материалу
новое оформление классного помещения (обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность)
Слайд 15Организация учебной деятельности
Три основные этапа:
мотивационный
операционально-познавательный
рефлексивно-оценочный
Слайд 16Мотивационный этап
Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, с
помощью следующих приемов:
постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь
изучив данную тему
рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы
рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки
Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации, которая является для учащихся целью их деятельности на данном уроке
Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы
Слайд 17Операционально-познавательный этап
Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:
понимания
учащимися необходимости данной информации
осознания ими связи между частными учебными задачами
и основной
понимания предложенного учебного материала
положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата
Активные методы обучения
Проблемное обучение (изучение через открытие)
Слайд 18Коллективная (групповая) форма деятельности
Рекомендации:
чаще проверяйте работу учеников в разных группах
меняйте
составы групп на различных уроках
составляйте группы из детей со смешанным
уровнем способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с материалом, проявить себя, получить помощь в группе
помогайте слабым во время урока, давайте им «ключи» подсказки при ответе, вызывайте отвечать так же часто, как и сильных учеников
для включения всех ребят в работу поможет продуманная система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, в осмыслении темы, отвечают на вопросы
распределите задания равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в уроке, а другие отвечают очень редко
Слайд 19Развитию внутренней мотивации ученика способствуют
самостоятельная постановка целей
организация учеником деятельности по
достижению целей
адекватная оценка своих трудностей и собственных возможностей
чувство ответственности
ученика за свои действия и их последствия
его уверенность в своих силах
чувство контроля ученика над ситуацией
Слайд 20три базовых потребности
потребность в самодетерминации (потребность ощущать самого себя источником
собственной активности)
потребность в компетентности (потребность ощущать себя компетентным, знающим и
умеющим что-либо делать)
потребность в значимых отношениях (потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности) Эдвард Диси
Слайд 21Нравственно-этическая ориентация - выбор действия в условиях морального конфликта и
включает следующие компоненты:
выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм,
составляющих основу моральной дилеммы
ориентация на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций
ориентация на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание
Слайд 22Типы моральных норм
1) физическая неприкосновенность личности
2) сохранение спокойствия и благополучия
(запрет на оскорбления и нанесение обид другим людям)
3) законность слов
и поступков и ответственность за них
4) альтруистическое поведение
Слайд 23Конвенциональные нормы - социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в
быту и общественной жизни (включают в себя школьные правила и
предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности)
Персональные нормы - индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т. п.
(в правилах нормативного поведения выделяется три типа норм: моральные, конвенциональные и персональные (Э.Туриель)
Слайд 24Регулятивные действия
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
— целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Слайд 25Коммуникативные универсальные учебные действия
социальная компетентность и учет позиции других людей.
Способность к кооперации.
1. Изложение собственных мыслей
2. Ведение дискуссии
2.1. Способность
отвечать на вопросы:
2.2. Способность задавать вопросы
2.3. Способность корректно возражать оппоненту
Слайд 263. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
3.1. Способность аргументировано
отстаивать собственную позицию
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять
собственную позицию
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)
Слайд 27Познавательный
блок УУД
Общеучебные, логические, постановка и решение проблем
Общеучебные – поиск информации,
структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задачи, осознание и производство
речевого высказывания. Построение модели – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую, преобразование модели с целью выделения общих законов.
Логические универсальные действия: анализ, синтез, причинно-следственные связи, подведение под понятие. Постановка и решение проблем