Слайд 1
Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира,
развития любознательности и активности ребенка-дошкольника (на примере среднего возраста 4-5лет)
Выполнила:
воспитатель Пескова Л.А МБДОУ «Детский сад№16 г. Выборга»
Умейте открыть
перед ребёнком
в окружающем мире что- то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что- то недосказанное,
что бы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал”
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его
окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и
радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период «дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий
Слайд 4
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у
детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов
активно используются все органы чувств.
В ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; - безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; - показ только существенных сторон явления или процесса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Слайд 5Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах,
а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные
цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Слайд 6При организации экспериментирования особое внимание следует обращать на предотвращение возможных
травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически
следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:- действие показывает педагог;- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;-действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
Слайд 7Цели игры-экспериментирования:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному
познанию.
Развитие словаря.
Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
Углубление представлений
детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Слайд 8Задачи игры- экспериментирования
Формировать у детей способность видеть многообразие
мира в системе взаимосвязей.
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка
по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Слайд 9Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия
и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать
речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Слайд 10 В работе с детьми применяются различные методы: элементарные
опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические
игры, чтение художественной литературы.
Опыты проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, дела выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.
Слайд 11Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3
детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к.
при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»,
«Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.
Так же нужно провести работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создать и оборудовать центр детского экспериментирования, который может быть соединен с уголком природы. Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми работаем.
Слайд 12Работая над темой «Вода» -используем различные емкости для воды, одноразовые стаканы разных
размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки
резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки). Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри).
Слайд 13У нас в группе есть любопытная обезьянка-Чича, которая задает детям
много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая,
действуя. И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы).
Так же Чича просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке (проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования: что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила (проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)
Слайд 14Вода и песок
Вода и песок – самые
доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними
дети сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов можно начинать работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной.
Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.
Слайд 15 Играя с песком, дети не только получают положительные
эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых получают
элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать. А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.
Слайд 16Воздух
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловят воздух
в полиэтиленовые пакеты и убедятся в том, что воздух не
виден, но он есть. Опытным путем выясняем с детьми , что, если воздух привести в движение, получается ветер.
Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети находят в процессе совместной экспериментальной деятельности с вентилятором, веером. Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок. Наблюдая за ветром на прогулках, выясняем, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!
Слайд 17Растения
Проводим опыт по посадке лука в разных условиях: сажаем
лук в удобренную землю магазина, в обычную землю с улицы,
с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогают детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться. Опыты детей по выращиванию лука позволят расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнят представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.
Так же можно провести экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)
Слайд 20 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную
задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и
полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские клубы, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.
Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей.
Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ.
Слайд 21 Обобщая работу по экспериментированию с дошкольниками мы сделали вывод, что экспериментирование-это
эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах
и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.