Слайд 1«Дифференцирован -
ный подход в обучении младших школьников»
Выполнила:
учитель начальных классов
Согреева Валентина Ивановна
с. Аркино
Слайд 2«Интерес к учению есть
только там, где есть
вдохновение, рождающееся
от успеха»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Дифференцированный процесс обучения –
это широкое использование различных форм, методов
обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики
учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Слайд 4Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:
1. Внешняя дифференциация
(дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые
зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Слайд 5Способы дифференциации предполагают:
дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму
использование разных способов организации
деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется
- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.
Слайд 61. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ дифференциации предполагает различия
в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной
(творческой).
Слайд 72. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Данный способ дифференциации предполагает
следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнение учебного
материала;
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;
- выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
- использование обратного задания вместо прямого;
- использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.
Слайд 83. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает
выполнение дополнительного задания.
Слайд 94. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации
не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся.
Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Слайд 105. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличии
от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы
под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Слайд 116. Дифференциация работы по форме учебных действий.
1. Предметные действия обычно
выполняются рукой.
2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом.
З.
Речевое действие может осуществляться как громкая речь , речь про себя.
4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане.
Слайд 12НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ
в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений
I и
II группы
III группа
вспомогательные задания, основное
подготовительные упражнения задание
основное задание дополнительное
в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций
Слайд 13ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной
мотивации
варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом
вариант 1 –
основное задание
вариант 2 – задание большего объёма
вариант 3 – творческое задание
применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)
Слайд 14ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ
Вариант 1.
127+560= 148+97=
Вариант 2. 327+*=680 *+39=939
Вариант 3. *+166= 619+*=
Слайд 15ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Наиболее эффективны следующие способы:
по степени помощи - отдельным
учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню
трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
Слайд 16При дифференцированном подходе удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
создание для
ученика ситуации успеха и уверенности;
сотрудничество учителя и ученика;
создание для ученика
ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;
возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
тематический учет знаний;
использование метода малых групп;
логическая обусловленность своевременности контроля;
гарантирование ученику права на повышение оценки;
соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
поощрение ученика;
соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Слайд 17 Главное в дифференцированном обучении – систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся,
за их здоровьем.