Слайд 1«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ»
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
ВОВК МАРИНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КГУ ОШ №5 Г.АКСАЙ, ЗКО, РК
Слайд 2 НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА,
КОТОРЫЕ УЧИТЕЛЬ ВСТРЕЧАЕТ У
СВОИХ УЧЕНИКОВ.
ОТМЕТЬТЕ ЗНАКОМ «+»
ТЕ СВОЙСТВА, КОТОРЫЕ ВАМ
НРАВЯТСЯ В УЧЕНИКАХ,
А ЗНАКОМ «-» ТЕ, ЧТО
НЕ НРАВЯТСЯ.
Слайд 3
ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ.
ИНТЕРЕСНЫЙ В ПОВЕДЕНИИ.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ.
ВЫБИВАЮЩИЙСЯ ИЗ ОБЩЕГО ТЕМПА.
УМНЫЙ
ЭРУДИРОВАННЫЙ.
УМЕЮЩИЙ ПОДДЕРЖАТЬ ОБЩЕЕ ДЕЛО.
ИМЕЮЩИЙ СВОЁ
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.
СТАБИЛЬНО УСПЕВАЮЩИЙ (ВСЕГДА ХОРОШО УЧИТСЯ).
ЗАНЯТЫЙ СВОИМИ ДЕЛАМИ (ИНДИВИДУАЛИСТ).
НЕ УМЕЮЩИЙ
ОБЩАТЬСЯ, КОНФЛИКТНЫЙ.
БЫСТРО, «НА ЛЕТУ» СХВАТЫВАЮЩИЙ.
ОБЩАЮЩИЙСЯ ЛЕГКО, ПРИЯТНЫЙ В ОБЩЕНИИ.
ИНОГДА ТУГОДУМ, ИНОГДА НЕ МОЖЕТ ПОНЯТЬ ОЧЕВИДНОГО.
ЯСНО, ПОНЯТНО ДЛЯ ВСЕХ ВЫРАЖАЮЩИЙ СВОИ МЫСЛИ.
НЕ ВСЕГДА ЖЕЛАЮЩИЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ БОЛЬШИНСТВУ
ИЛИ ОФИЦИАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.
Слайд 4КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ?
ЕСЛИ ЧЁТНЫХ «+» БОЛЬШЕ,
ТО
ВЫ – НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ, УМЕЮЩИЙ ОБНАРУЖИТЬ, ВЫЯВИТЬ,
РАЗГЛЯДЕТЬ СКРЫТУЮ НЕЗАУРЯДНУЮ ОДАРЁННОСТЬ.
НА ПРАКТИКЕ ТАКИЕ УЧИТЕЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ РЕДКО!
Слайд 5СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:
ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТОМ ВЫШЕ СРЕДНЕГО;
ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ
УРОВНЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ;
ДЕТЕЙ, ДОСТИГШИХ УСПЕХОВ В ОПРЕДЕ-ЛЕННЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЮНЫЕ
МУЗЫКАНТЫ, ХУДОЖНИКИ, МАТЕМАТИКИ, ШАХМАТИСТЫ);
ДЕТЕЙ, ХОРОШО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ (АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ).
Слайд 6УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
ВСЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ НАДЕЛЕНЫ С РОЖДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАДАТКАМИ
И СПОСОБНОСТЯМИ.
ОДНАКО НЕ ВСЕ ОНИ РАЗВИВАЮТСЯ.
НЕРАСКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТЕПЕННО УГАСАЮТ
ВСЛЕДСТВИЕ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ.
ПРОЦЕНТ ОДАРЕННЫХ С ГОДАМИ РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ: ЕСЛИ В 10-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ИХ ПРИМЕРНО 60‑70 %, ТО К ЧЕТЫРНАДЦАТИ ГОДАМ — 30‑40 %, А К СЕМНАДЦАТИ — ТОЛЬКО 15‑20 %.
Слайд 7УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ К 5,5 ГОДАМ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ,
КОТОРОЕ СМЕНЯЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ, А К 12 ГОДАМ В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ.
К
8 ГОДАМ ДОСТИГАЕТСЯ 90% РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА;
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТ 12-ЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ И УЧ-СЯ 11-Х КЛАССОВ СУЩЕСТВЕННО НЕ
ОТЛИЧАЮТСЯ.
Слайд 8СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ
ПЕРВАЯ — СВЕРХОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, ТАКИХ НАЗЫВАЮТ ГЕНИЯМИ. ЭТО САМАЯ
МАЛОЧИСЛЕННАЯ ГРУППА, К КОТОРОЙ ОТНОСЯТ НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА НА
ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ.
ВТОРАЯ — ВЫСОКООДАРЕННЫЕ, ИЛИ ТАЛАНТЛИВЫЕ, ПРИМЕРНО 2‑3 %.
ТРЕТЬЯ — СОБСТВЕННО ОДАРЕННЫЕ (15‑25 %).
ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ВХОДЯТ В ПРЕДЕЛЫ НОРМЫ (70 %) И 2-5% ОТНОСЯТ К УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ.
Слайд 9ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-Й ТИП – ПОДВИЖНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ, ОТКРЫТЫЙ,
С ХОРОШИМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ, ЛИДЕР, ФАНТАЗЕР.
2-Й ТИП – ЗАМКНУТЫЙ, ТИХИЙ,
РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ,
ЗАСТЕНЧИВЫЙ, ПУГЛИВЫЙ.
Слайд 10 «ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»
Развитая речь и богатый словарный запас
часто могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто
не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Слайд 11«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания
в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и
их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Слайд 12РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
1.КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РОДИТЕЛИ,
ЧТОБЫ У НИХ РОДИЛСЯ ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК?
2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖЕТ
ПРОЯВИТЬСЯ ОДАРЕННОСТЬ?
Слайд 13СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ.
Слайд 14ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
РАННЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
ТРЕХЛЕТНИЙ МОЦАРТ, ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ Ф.Й.ГАЙДН;
ПЯТИЛЕТНИЙ Я.Л.Ф.МЕНДЕЛЬСОН;
С.С.ПРОКОФЬЕВ, ВЫСТУПИВШИЙ КОМПОЗИТОРОМ В 8 ЛЕТ.
Слайд 15ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
В ПЕРИОД ОТРОЧЕСТВА :
Ф. И. ТЮТЧЕВ ПОСТУПИЛ В
УНИВЕРСИТЕТ В 15 ЛЕТ. БУДУЩИЙ ПОЭТ ОСВОИЛ КУРС ВСЕГО ЗА
ДВА ГОДА.
Л. Д. ЛАНДАУ, ПОСТУПИВШИЙ В УНИВЕРСИТЕТ В 13 ЛЕТ, СТАЛ ВЫДАЮЩИМСЯ ФИЗИКОМ.
ДИПЛОМАТ, ПИСАТЕЛЬ И ПОЛИГЛОТ А. С. ГРИБОЕДОВ ПОСТУПИЛ В МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 11 ЛЕТ.
Слайд 16ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
КРЫЛОВ НАЧАЛ ПИСАТЬ В 40
ЛЕТ,
АКСАКОВ – В 55 ЛЕТ;
А.ЭНШТЕЙН
Слайд 17
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ
УЧ-СЯ 1- 4 КЛАССОВ
ОСШ №5
Г.АКСАЙ
2016-2017 УЧ.ГОД
Слайд 18ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ
13 УЧАЩИХСЯ СО 2-ГО ПО 4 КЛАСС.
МАТЕМАТИКА – 77%
ЯЗЫКИ (РУССКИЙ, КАЗАХСКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ) – 23% УЧАЩИХСЯ
ЛИТЕРАТУРА – 8% УЧАЩИХСЯ
ПОЗНАНИЕ МИРА – 8% УЧАЩИХСЯ
Слайд 19РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:
УЧИТЕЛЮ НЕ СЛЕДУЕТ УДЕЛЯТЬ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРОВОМУ ОБУЧЕНИЮ С ЯРКО ВЫРАЖЕННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
БУДЕТ ЧАЩЕ
ВСЕГО ОКАЗЫВАТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ, ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ
НЕПРИЯЗНЬ СОУЧЕНИКОВ И НЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕТ СОЗДАНИЮ АТМОСФЕРЫ ВСЕОБЩЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ, К КОТОРОЙ
СТРЕМИТСЯ УЧИТЕЛЬ.
УЧИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ВОЗВОДИТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА НА
ПЬЕДЕСТАЛ ИЛИ ДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО ВУНДЕРКИНДА В ГЛАЗАХ ДРУГИХ УЧЕНИКОВ. УСПЕХИ ЕГО БУДУТ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ОЦЕНЕНЫ, А НЕУМЕСТНОЕ ВЫПЯЧИВАНИЕ ЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ДОСТИЖЕНИЙ РОЖДАЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО РАЗДРАЖЕНИЕ, РЕВНОСТЬ И ОТТОРЖЕНИЕ ВМЕСТО ОЖИДАЕМОЙ ПОХВАЛЫ. ДРУГАЯ КРАЙНОСТЬ — ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРИНИЖЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАЖЕ САРКАЗМ СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЯ,— КОНЕЧНО, НЕДОПУСТИМА.
Слайд 20РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ НАСТАВЛЕНИЯМИ, ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕЗАВИСИМО, НЕ ДАВАЙТЕ
ПРЯМЫХ ИНСТРУКЦИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧЕМ ОНИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ .
НЕ
СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ И НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА НИХ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО .
НАУЧИТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОСЛЕЖИВАТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ.
ПРИУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ К НАВЫКАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА СИТУАЦИИ.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ В ШКОЛЕ ИЛИ ДОМА, КАК ОБЛАСТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ.
ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ .