Слайд 1Единый орфографический режим в начальной школе
Слайд 2Порядок ведения
и оформления тетрадей
Все записи в тетрадях следует оформлять
каллиграфическим аккуратным почерком. Пользоваться шариковой ручкой фиолетового (синего) цвета. Все
подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
Слайд 3Тетради
Математика и русский язык: тетради для текущих работ и контрольных.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются
как тетради для творческих работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной основе.
Слайд 4Оформление надписей
на обложке тетрадей
Надписи на обложках необходимо
оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Образец:
Тетрадь
для работ
по математике
ученика 1 класса «А»
ГБОУ школы №645
Иванова Александра.
Слайд 5Оформление письменных работ по русскому языку
После классной и домашней работы
следует отступать две строчки.
При оформлении красной строки делается отступ
вправо не менее 2 см.
Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно , не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря. С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками.
Слайд 6Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру: 1 вариант.
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей
четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец: Упражнение 234. Упр.234.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например:
Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные: глухой – гл., звонкий – зв., согласный – согл., твердый – тв., существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл., предлог – пр., мужской род – м.р., женский род – ж.р., средний род – ср.р., прошедшее время – прош., настоящее время – наст., будущее время – буд., единственное число – ед.ч., множественное число – мн.ч.
Слайд 7Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п.,
П.п.).
Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом. Некоторые виды
работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов.
Учащиеся 1 – 2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения: 1 – 2 класс – 2 строки ежедневно; 3 – 4 класс – 3 строки 2 – 3 раза в неделю.
Слайд 8Оформление письменных работ
по математике
Между классной и домашней работами следует
отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами
упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий.
Слайд 9Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер. Оформление задач также
требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в
соответствии их вида. « Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам). Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.
Слайд 10Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать. Все
чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой.
Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита: А, В, С, Д. Слова: длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Задача: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. Образец краткой записи и решения задачи: Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: периметр = 36 см, площадь = 72 см2
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
Слайд 11Исправление ошибок
Неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать
косой линией, часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией,
вместо зачёркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения, не употреблять для исправления скобки, т.к. они являются пунктуационным знаком. Не разрешается пользоваться резинкой, замазкой и др.
Слайд 12Проверка тетрадей
В начальной школе тетради проверяются ежедневно. Проверка
контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради с контрольными работами
показываются родителям с выдачей их на дом, но хранятся в классе до конца учебного года. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.