Слайд 1Этапы овладения навыком чтения
Слайд 2
ВОСПРИЯТИЕ БУКВЫ
СООТНЕСЕНИЕ ЕЕ СО ЗВУКОМ
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ОБЛИКА
СЛОВА (прочитывание)
ПОНИМАНИЕ (осуществляется
на основе
соотнесения звукового облика слова с его
значением)
ТС
СС
Слайд 3ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ
Этап овладения звуко-буквенными обозначениями;
Этап слогового чтения;
Этап становления
синтетических приемов чтения;
Этап синтетического чтения.
Слайд 4ДИСЛЕКСИЯ – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе
чтения
СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ:
Стойкий характер ошибок (отличие от ошибок «роста»);
Специфический характер ошибок (отличие от ошибок утомления, невнимательности);
Слайд 5ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие слуховой дифференциации фонем (замены, трудности усвоения букв);
*недоразвитие звукового анализа (побуквенное чтение,
искажение звукослоговой структуры слова).
Аграмматическая: трудности дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткость представлений о синтаксической структуре предложения (неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов, изменение грамматических форм слов).
Слайд 6
СЕМАНТИЧЕСКАЯ: *недоразвитие звукослогового синтеза; *несформированность грамматического строя речи.
ОПТИЧЕСКАЯ: несформированность зрительно-пространственных
функций (замены и смешения оптически сходных букв).
МНЕСТИЧЕСКАЯ: недостаточное развитие зрительной
памяти (трудности усвоения букв, недифференцированные замены)
Слайд 7КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
правильность
способ
выразительность
осознанность
скорость
Слайд 8УПРОЧЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Обводка пальцем контуров букв;
Дермолексия;
Группировки стилизованных букв;
Слайд 9АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ
Чтение слогов: одна согласная + меняющиеся гласные:
Па
По
пы
Чтение пар слогов
с опорой на гласный:
а-па
у-пу
Называем гласную про себя, читаем слог вслух.
Чтение
слоговых таблиц (9,16, 36-клеточных)
Слайд 10
Записывание слогов;
Прослеживание взглядом линии, соединяющей главную и дополнительную букву в
записанных слогах;
Слайд 12ТАБЛИЦА С ТРЕХБУКВЕННЫМИ СЛОГАМИ ТИПА СГС
Слайд 13ТАБЛИЦА СО СЛОВАМИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Слайд 15ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТЫ (формирование синтетических приемов чтения)
Упражнения на слогоделение;
Синтез слов
из последовательно предъявляемых слогов;
Синтез слов из слогов при одном постоянном
и одном сменяющемся
са
Ро - ма
за
ли
Синтез слов из слогов, данных вразбивку
Слайд 16
Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое
из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро
сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
Слайд 17ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ, ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ
Инсценировки;
Чтение слов-амографов
Чтение слов,
объединенных в группы
с одинаковой
ритмической и слоговой структурой:
Слайд 18
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой,
возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Нахождение и
чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений ( выбирается жюри).
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное
Слайд 19
чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у
нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
чтение тихо
и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
Слайд 20
чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь
– червь
чтение скороговорок, пословиц, поговорок (И.Т.Федоренко)
Слайд 21
чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15
согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Слайд 22
“Буксир”
Суть упражнения заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про
себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух,
но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен успевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Слайд 23
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение
одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он
дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз
Слайд 24
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а
главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться”
ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста
Слайд 25
развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
Ребенок кладет руки на
колени и начинает читать текст вслух. По команде читатель отрывает
голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Слайд 26
- чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально
доступной ребенку скорости;
Чередование чтения молча с чтением вслух
Корректировка деформированных предложений
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, с учетом контекста
Слайд 27
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен
как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются
зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Слайд 28
Приемы, помогающие расширить поле зрения:
Узнавание букв, слогов, слов после кратковременной
экспозиции;
Использование таблиц Шульте;
Упражнение «Пирамида»
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Слайд 30
Чтение анаграмм:
гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка,
юруис – рисую.
даво, дазача, ремо, ваторищ, лефотен, езмял, евтак,
дресце, верям.
аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
(Ответ: Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).
Слайд 31
Упражнение «Разрезанный текст».
Ребенку предлагается прочитать текст, затем сложить текст, разрезанный
на отдельные предложения.