Слайд 1Психологический комфорт на уроке.
Слайд 2«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 3Создание психологического комфорта на уроке.
Слайд 4Что такое комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где
comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия
жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Слайд 5Психологический комфорт необходим для:
Успешного развития
Успешного усвоения знаний
Благоприятного физического состояния
Благоприятного
эмоционального состояния
Слайд 6
При благоприятном психологическом комфорте:
Доброжелательность;
Защищённость;
Мобильность;
Оптимизм;
Инициативность;
Работоспособность, свобода «Я»;
При неблагоприятном психологическом комфорте:
Агрессивность;
Незащищенность;
Леность;
Зажатость;
Пессимизм;
Пассивность.
Слайд 7Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического
комфорта
учет эмоционально- личностных особенностей детей
выбор и корректировка стиля
общения
создания ситуации успеха
учет физиологических особенностей
Слайд 8Создание благоприятного психологического комфорта на уроках
Для создания благоприятного климата
должны выполняться три функции:
«Открытие» ребенка на общение.
Педагогические
операции:
1. Выбор пластической позы;
2. Подача информации с позиции «МЫ»;
3.Установление личного контакта;
«Соучастие» ребенка в процессе.
Педагогические операции:
1. Демонстрация расположенности;
2. Проявление интереса ;
3. Оказание помощи .
«Возвышение» ребенка.
Педагогические операции:
1. Просьба о помощи;
2. Поддержание оптимистического рубежа.
Слайд 9
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический комфорт в
детском коллективе, относятся следующие:
1. Личностные качества педагога:
- открытость;
- расположенность к
детям;
- чувство юмора;
- инициативность;
- коммуникабельность.
2. Профессиональные качества педагога:
- теоретическая вооруженность;
- методическая вооружённость.
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников
Слайд 10Что мешает психологическому комфорту
учащимся
учителям
Неуверенность в себе
Повышенная утомляемость
Замедленность
темпа деятельности
Повышенная потребность во внимании
Повышенная двигательная активность
Трудности переключения с одной деятельности на другую
Физическая и психологическая напряжённость труда
Постоянное оценивание со стороны различных людей
Высокий уровень ответственности
Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
Разные стили управления педагогическими кадрами
Слайд 11Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта
на уроке.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Слайд 12УСПЕХ
Частым и длительным
кратковременным
Слайд 13Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Учитель должен входить в
класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на
жизнерадостную с детьми параллель.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред.
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
Учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Начинайте урок энергично. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
Слайд 14
Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует
поработать еще.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных
учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
Прекращать урок со звонком.
Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Слайд 15Создание благоприятного психологического комфорта
Помните и никогда не забывайте!!!
Перед началом
урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
Самый приятный звук для
человека – это его имя;
Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся ;
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.
Слайд 16Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если
на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 17Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку,
не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Слайд 18Создание благоприятного психологического комфорта на уроке
Педагогические приемы для создания благоприятного
психологического комфорта
Вход в урок;
Привлекательная цель;
Введение роли;
Игровая учебная деятельность:
«Покоряем вершины»;
«Эстафета»;
«Логическая цепочка»;
«Да
и нет»;
Опрос:
защитный лист;
отсроченная реакция;
щадящий опрос;
Оценивание;
Приемы подачи домашнего задания;
Завершение урока.