Слайд 1Классный час
«Это должен знать каждый»
Попытайтесь быть хоть немного добрее
– и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить
дурной поступок.
Конфуций
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3, г. Воскресенска.
Мазырина Н.Б.
Слайд 2Цели:
Дать информацию школьникам о государственных законах и правилах поведения в
обществе;
Способствовать развитию у подростков чувства ответственности за совершенное действие.
Слайд 3Задачи:
Довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения,
о законах, защищающих жертву;
Научить противостоять насильственным действиям;
На конкретных примерах показать
последствия насилия.
Слайд 4Анкетирование учащихся
1. Если ты один остался в квартире и
в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?
1. Открою дверь.
2.
Попрошу назваться человека, стоящего за дверью.
3. Не буду отзываться, имитируя, что дома никого нет.
4. Позвоню по телефону соседям или родителям.
2. Если ты один дома и в вашу дверь позвонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
1. Открою дверь.
2. Сделаю вид, что в доме никого нет.
3. Позвоню родителям или знакомым людям.
4. Начну кричать и шуметь.
3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?
1. Буду ждать того, кто в нее войдет.
2. Спрошу, кто там.
3. Сообщу родителям.
4. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
1. Вступлю с ним в разговор.
2. Молча отойду в сторону.
3. Подойду туда, где есть люди.
4. Начну шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.
5. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
1. Приму их предложение.
2. Откажу им.
3. Свяжусь с родными и спрошу у них разрешения.
4. Пообещаю, что встречусь с ними в другой раз.
6. Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Не пойду в подъезд.
2. Дождусь знакомых или соседей и тогда пойду в подъезд.
3. Пойду к ближайшему телефону-автомату или позвоню родителям по мобильному телефону.
4. Пройду мимо своего дома и пойду туда, где больше людей.
7. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Немедленно выйду из подъезда.
2. Пойду спокойно по лестнице домой.
3. Позвоню в любую квартиру.
4. Начну звать на помощь.
Слайд 5Анкетирование родителей:
1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что
он может быть подвергнут насилию?
2. Как вы учите своего ребенка
предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?
3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?
4. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?
5. Какие правила самозащиты знает ваш ребенок?
6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?
7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?
8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?
Слайд 6Когда же, наконец, мы перестанем быть глухи к тому, что
происходит вокруг? Наверное, как бы страшно это не звучало, только
тогда, когда беда придёт, если не в твой дом, то в соседний, затронет того, с кем ты хорошо знаком, только тогда в голове проносится: как же так! Сегодня вся милиция области ищет пропавшую девочку. Она вышла из дома средь бела дня и отправилась в направлении, известном только ей одной. Отец девочки, то ли не выдержав нервного напряжения, то ли зная, где его дочь, но, не сумев в этом признаться, покончил с собой. Мать, у которой на руках ещё четверо ребятишек, едва не сошла с ума от горя…
Слайд 7Грустная статистика И бед с нашими детьми происходит немало. В
рейтинге преступлений, связанных с детьми - кражи мобильных телефонов, золотых
украшений, денег, насильственные действия сексуального характера. Самое ужасное в этом то, что наши дети не торопятся рассказать нам о том, что случилось. Одни из боязни, что попадёт от родителей, другие – что преступник найдёт и отомстит.
Анализ анкетирования учащихся и родителей:
Слайд 18Ахиллесова пята насилия в том, что оно — ведущая в
пропасть спираль, рождающая именно то, что пытается уничтожить. Вместо того,
чтобы уменьшать зло — оно преумножает его. Силой вы можете убить лжеца, но не сможете убить ложь и помочь правде. Вы убьете ненавидящего, но не уничтожите ненависть. Напротив, насилие увеличивает ненависть. И так по кругу. Если отвечать насилием на насилие, то насилие только преумножается, сгущая тьму ночи, в которой уже и так нет звезд. Тьма не прогонит тьму — только свет в силах это сделать. Ненависть не прогонит ненависть — это под силу только любви. Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, и жестокость порождает жестокость в раскручивающейся спирали всеобщего разрушения…. Цепная реакция зла — ненависть, порождающая ненависть и войны, порождающие новые войны — должна быть разомкнута, или иначе мы скатимся в темную пропасть самоуничтожения.
Слайд 19Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного
ребенка.
Ф.М. Достоевский
Слайд 20Мозговой штурм
Перечислите формы насилия, известные вам
Слайд 21Формы насилия
Физическое насилие
Толкают
Причиняют боль посредством пощечин, пинков и ударов кулаком
Швыряют
предметы
Угрожают оружием или ранит
Оставляют ребенка в опасных местах
Отказываются помочь, когда
дети больны
Препятствуют при попытке обратиться за медицинской помощью
Не дают заснуть ночью
Отказываются покупать продукты питания и другие, необходимые для семьи товары
Угрожают причинить вред его родственникам или друзьям
Слайд 22Эмоциональное насилие:
грубые окрики
оскорбления
постоянная критика
унижение чувства достоинства
Слайд 23Психическое насилие
Поднимают на смех убеждения
Манипулируют ребенком, используя при этом ложь
и несогласие
Препятствуют поддерживать отношения с родственниками и друзьями
Не дают пользоваться
телефоном
Унижают ребенка в присутствии друзей
Угрожают выгнать из дома
Слайд 24Экономическое насилие
лишают собственных денег
не дают денег
ограничивают во
всем
контролируют сколько и куда потратил
Слайд 25
Изнасилование
Принуждение к сексуальным отношениям
Пошлые домогательства
Вульгарные выражения
Сексуальное насилие
Слайд 26Вашему вниманию предлагается ситуация:
Год назад Наташа перешла в 64-ю городскую
школу. И сразу же почувствовала отторжение со стороны сверстниц. Сейчас
говорят, что одноклассницы позавидовали. Наташа казалась им красивее других, мечтала стать моделью. Вначале они обвинили новенькую в ябедничестве, потом решили проучить. Акции устрашения подростки снимали на мобильный телефон и распространяли среди сверстников. А Наташа до сих пор не может рассказать всю правду родителям. "Она боялась рассказывать нам, думала, что ей еще хуже будет", - говорит отец Наташи Владимир Суворов.
"Ты запомнишь этот день на всю жизнь!" - приговаривали 15-летние школьницы, жестоко избивая свою сверстницу. Глядя на следы побоев сложно поверить, что их нанесли такие же хрупкие девочки-подростки.
Вопросы для обсуждения:
Какие виды насилия произошли?
Какой исход возможен для девочки?
Что делать в данной ситуации?
К кому обратиться за помощью?
Слайд 27Вашему вниманию предлагается ещё одна ситуация:
«Мальчик хорошо учится, дискотеки,
футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя
его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. Ваша реакция:
Ваша реакция:
посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;
не будете смеяться над шутками других, хотя не выскажете своего отношения;
не будете смеяться и скажите другим, что вам это не нравится.
Слайд 28Творческое задание по группам
«Солнце доверия»
Каждый участник группы рисует на солнце
свой луч, на котором он отмечает тех, кому он доверяет
в трудных ситуациях
Слайд 29Кому мы доверяем
родственники, друзья, учитель, психолог, специальные центры,
Слайд 30«Конвенция о правах ребенка». Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011.1989 г.,
подписана от имени СССР 26.01.1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР
13.06.1990 г.
Принят Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», №124-ФЗ от 24.07.1998 г.
Президент РФ подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей »
Действует программа «Дети России»
Созданы службы социальной защиты, приюты, опекунские советы.
Появились инспекторы по охране прав несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних
В школах работают психологи, социальные педагоги
Россия – правовое государство:
Слайд 31Насилие наказуемо:
Статьи Уголовного кодекса РФ:
Ст. 111 ( Умышленное причинение тяжкого
вреда здоровью)
Ст. 112 ( Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью)
Ст.
115 Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью)
Ст. 116 (Побои)
Ст. 119 Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)
Ст.ст. 131-135 (Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности)
Слайд 32Литература:
Аграшенков А. Психология на каждый день. – Москва, 1997.
Гинзбург
М.П. Путь к себе. – Москва, 1991.
Гримак Л.П. Общение с
собой. – Москва, 1991.
Куликов Л. Мозаика радости. – М.: 1997.
Казанский О.А Игры в самих себя. – Москва, 1994.
Леви В. Цвет судьбы. – СПб., 1993.
Энциклопедия экстремальных ситуаций. – Москва, 1994.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – Москва, 1999.