Слайд 1БОУ «Русскополянская гимназия №1»
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Учитель Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
2014 год
Слайд 2
Личностные универсальные
учебные действия:
-основы гражданской
идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
-действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
-смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;
-самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
-эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
-эстетические ценности и на их основе эстетические критерии.
Слайд 3 В 1-2 классах дети учатся сочувствовать и сопереживать
героям произведения.
В 3 и 4 классе проводятся уроки
встречи с героем.
Роль героя даю ученику с недостаточным развитием какого- либо нравственного качества, присущего именно этому литературному герою.
«Вхождение» в роль имеет большое психологическое воздействие на ребёнка и способствует возникновению потребности изменить себя.
Например, Квакин из произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
Слайд 4 В центре большинства произведений - ребенок с присущими
ему положительными качествами.
Например, Тёма из произведения Гарина- Михайловского
«Детство Тёмы»
или Тимур из произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
Слайд 5.
При изучении эпического произведения составляем кластер,
выявляя, какими качествами должен обладать настоящий герой.
Слайд 6 Урок по теме «Нравственные испытания героев»
(Гарин-Михайловский
«Ябеда»)
Методика заключается в трёх этапах:
1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости.
2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций.
3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения.
Вопросы:
-В чём идейное содержание произведения?
-Какую нравственную проблему решил автор в произведении?
Слайд 7 «Исследование поступков героев»
Слайд 8 При проведении проблемного анализа произведения проблемную ситуацию строю
с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии.
Проблемный анализ начинаю с постановки проблемного вопроса.
Например, в 4 классе при работе над произведением Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» на втором уроке ставлю проблемный вопрос: «Может ли ребёнок повлиять на ход событий?»
Изучая произведение Гарина- Михайловского «Старый колодезь», ставлю проблему:
«Я, как мама, утверждаю, что Тёма совершил не героический поступок, а человеческую глупость, ведь на тот момент он был слишком болен».
Слайд 9 Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших
школьников в условиях курса «Литературное чтение» считаю инсценирование литературных произведений
с последующим обсуждением.
Работу строю по алгоритму:
1.Выявление в классе проблемы нравственного характера.
2.Необходимо чтобы дети хорошо знали сюжет произведения.
3.Предлагаю детям разделиться на группы для проигрывания литературного произведения.
4.Выделяем основные характеристики действий персонажей. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации,
Слайд 10Результаты определения уровня нравственного воспитания учащихся
по методике М.И.Шиловой
Слайд 11Результаты определения нравственных качеств личности по методике
Н.Е. Щурковой
58% обучающихся
считают себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения
с окружающими на основе взаимного уважения.
14% учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.
Слайд 12 Не оспоришь мысль, высказанную Патриархом Всея Руси Алексием
II о детях, «… которые каждый день и каждый час
взрослеют…» и должны ценить
«…драгоценное время детства, отрочества, юности, время,
которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!»