Слайд 1Развитие навыков самооценки и самоконтроля у
младших школьников
Лазовская Оксана Юрьевна
учитель начальных классов
г. Нижний Новгород
2015 год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 154
Слайд 2Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их
устранения.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание
человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Слайд 3Функции самооценки:
Обучающая
Стимулирующая
Мотивационная
Воспитывающая и развивающая
Аналитическая
Слайд 4Три уровня самооценки:
1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной
самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих
особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Слайд 5Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так
как именно в этот период начинается организованное обучение.
Этапы формирования оценочной
самостоятельности:
I и II этапы - 1-2 класс
III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса
IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса
Слайд 6Виды самоконтроля:
1. Предварительный (проверяет
Уровень готовности к решению задачи)
2. Процессуальный
(контроль в процессе
выполнения работы)
3. Итоговый (контроль по результату)
Слайд 7Критериальное оценивание:
1. Оцениваться с помощью отметки может
только работа учащегося,
а не его личность
и личные качества.
2. Работа сравнивается только
с эталоном
(образцом) , а не с работами других.
3. Эталон известен учащимся заранее.
Слайд 8Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе
Решающее влияние на
формирование самооценки оказывают два фактора:
- отношение окружающих (в младшем школьном
возрасте, в частности, семьи и педагогов);
- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Слайд 9Способы выражения самооценки
Слайд 11«Светофор» (трехцветный индикатор)
- Я это умею и могу двигаться дальше.
Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
- Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
- Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!
Слайд 12«Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то
рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не
все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо
Слайд 14«Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»
«Не совсем усвоил, сомневаюсь»
?
– «Не понял»
+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать
знания в нестандартной ситуации
- ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
? - ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
- - ученик не знает материал и не справляется с заданием.
Слайд 15У меня есть такой «ПЛЮС»
Оценочный лист
Слайд 16 Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»
Такая работа ведется
с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта,
повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.
Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.
Слайд 17Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа
2100»
В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и
умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий.
В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.
В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.
Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания: максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.
Слайд 18Алгоритм самооценки
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче
(задании)?
Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг.
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
Слайд 19Мнения детей
Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки. (Евтеева
Анастасия)
Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов
Кирилл)
Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван)
Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл.(Коновалова Екатерина)
Слайд 20Мониторинг самооценки
1 класс
Низкая самооценка – 30%
Адекватная самооценка – 25%
Высокая самооценка
– 50%
2 класс
Низкая самооценка – 20%
Адекватная самооценка – 45%
Высокая самооценка
– 35%
3 класс
Низкая самооценка – 15%
Адекватная самооценка – 75%
Высокая самооценка – 10%
Слайд 21Спасибо за внимание
Г.Нижний Новгород
2015 год