Слайд 1Формы и методы изучения передового педагогического опыта
Слайд 2Понятие "передовой педагогический опыт" употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога,
т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что "опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством".
Слайд 3Цель изучения и обобщения педагогического опыта:
· выявление существующего уровня решения
образовательных и воспитательных задач;
· изучение доступности и эффективности научных рекомендаций,
которые становятся достоянием науки и практики.
· определение узких мест, "белых" пятен и противоречий, возникающих в практике;
· выявление ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;
Слайд 4Классификация передового педагогического опыта
1. Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение
обучения и воспитания.
2. Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от
того, кто является его автором.
3. Дающий высокие результаты по признаку эффективности
4. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
Слайд 55. Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
6. Психолого-педагогический, практический - определяется по
характеру научной обоснованности.
7. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.
Слайд 6Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта
1. Выявление объекта изучения:
оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; выявление педагогов,
получающих устойчивые положительные результаты; первый сбор информации о деятельности педагога; выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; определение объектов изучения.
2. Постановка цели изучения: выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий потенциал педагога; формулировка проблемы; теоретическое обоснование опыта; выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; формулировка цели изучения.
Слайд 73. Сбор информации об изучаемом опыте: отбор методов сбора и
обработки информации; составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей
на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме; реализация методов сбора информации об опыте.
4. Педагогический анализ собранной информации: расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
5. Обобщение опыта: систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; формулировка сущности и ведущей идеи опыта; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; описание опыта в соответствии с определёнными требованиями
Слайд 8Формы изучения и обобщения передового педагогического опыта:
Открытые занятия ,
Педагогические
советы,
Научно-методическая и научно-практическая конференции.
Научно-методическая и научно-практическая конференции.
Педагогические
чтения
Диспуты и дискуссии
Педагогические экскурсии
Семинарские занятия
Практикумы
Педагогические консультации
Самообразование
Слайд 9 Анализ и обобщение передового педагогического опыта
Под
анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие
его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
· Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
· Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
· Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
Слайд 10Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей
особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо,
с увлечением, интересом или неохотно).
· Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога.
· Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
· Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.