Слайд 1Социальная психология
Групповая сплоченность
Бесплатные презентации
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Групповая сплоченность
одна их важных характеристик малой группы, от которой зависит
устойчивость структуры группы, способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление
внутригрупповых связей, и, в конечном итоге работоспособность группы. Результатом измерения групповой сплоченности являются индексы, которые носят название коэффициентов (индексов) сплоченности.
Слайд 3Сплоченность как высокая контактность
Такое понимание сплоченности основывается на гипотезе Г.Хоуманса
о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций (взаимодействий)
в группе и ее сплоченностью существует прямая связь.
Методика измерения: схема наблюдения за взаимодействием в группе Р.Бейлза
Слайд 4Социометрический подход
на основе предположения о связи между групповой сплоченностью и
количеством и силой взаимных положительных или отрицательных выборов (Дж. Морено),
то есть, сплоченность связана с уровнем развития межличностных отношений и эмоциональной окраской первичных связей.
Методика измерения: социометрический тест
Слайд 5Сплоченность как величина привлекательности группы для ее членов (Л.Фестингер)
Исходя из
представления о сплоченности как взаимной симпатии, привлекательности или тяготения членов
группы друг к другу, Е.Аронсон и Д.Линдер предлагали членам группы оценить друг друга по 21-балльной шкале от –10 («очень не нравится») до +10 («очень нравится»). Среднее арифметическое оценок всех членов группы и принималось ими за показатель сплоченности
Слайд 6Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (А.В.Петровский)
ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - совпадение оценок
и установок группы по отношению к объектам, значимым для группы
в целом и относящимся к существенным сторонам ее совместной целенаправленной деятельности, и осознание этого согласия.
Процедура измерения ЦОЕ: членов группы просят проранжировать ряд качеств (или объектов). Уровень сплоченности группы определяется как мера сходства рядов оценок.
Слайд 7Групповые нормы
определяют стандарты поведения в группе и служат регулятором внутригрупповых
отношений.
нормы есть продукт социального взаимодействия, возникают в процессе жизнедеятельности группы
либо вводятся более крупной социальной общностью.
нормы формируются лишь относительно действий, имеющих значимость для группы.
нормы различаются по степени допускаемой девиантности и диапазону применяемых санкций.
Слайд 8Определение понятий
Конформизм
Конформность
Конформное поведения
Слайд 9Определение понятий
Конформизм
(от позднелат. conformis —
подобный, сообразный), морально
политический термин, обозначающий
приспособленчество;
пассивное принятие
существующего порядка вещей, господствующих мнений;
отсутствие собственной позиции.
(БСЭ, Кон И.С.)
Слайд 10Определение понятий
явления, изучаемые в социальной психологии
Конформность Конформное поведение
(реакции)
Слайд 11Определение понятий
Конформное поведение - изменение поведения или убеждений индивида в
ответ на реальное или воображаемое групповое давление в тех ситуациях,
когда нет прямого требования соглашаться с группой.
Конформность – устойчивое свойство личности, которое проявляется в конформном поведении в разнообразных ситуациях.
Слайд 12Эксперименты по исследованию конформных реакций
Музафер Шериф (Sherif, 1936)
Гипотеза: конформность может
проявляться в группе, состоящей их незнакомых людей
Для проведения эксперимента использовался
аутокинетический эффект – иллюзия видимого движения неподвижного источника света, наблюдение за которым ведется в абсолютно темной комнате
Слайд 13Результаты эксперимента М.Шерифа
Слайд 14Эксперимент С.Аша (Asch, 1951)
Проявляется ли конформность по отношению к мнению
малознакомых людей, если оцениваемый стимул поддается однозначной интерпретации?
Участники эксперимента: 8
человек мужского пола (7 – в сговоре с экспериментатором, 1 – «наивный субъект»)
Легенда: эксперимент направлен на исследование особенностей визуального оценивания
Слайд 15Эксперимент С.Аша -
стимульный материал
Слайд 16Эксперимент С.Аша: результаты
Примерно 30% испытуемых давали неверную оценку, совпадающую с
оценками «подставной группы».
Студенты из контрольной группы, отвечавшие на вопрос конфиденциально,
практически не допускали ошибок.
70% студентов по меньшей мере один раз проявили конформность.
Только 25% сохраняли независимость суждений в ситуации группового давления.
Социальная поддержка: снижение конформности до 6%.
Слайд 17Причины конформности
Страх быть отвергнутым членами группы
Стремление добиться признания в группе
Желание
человека соответствовать ожиданиям других людей
Слайд 18Механизмы конформности
Нормативное влияние: мнение, высказываемое большинством, становится групповой нормой, которой
следуют все члены группы.
Информационное влияние: проявляется в тех случаях, когда
необходимо вынести суждение относительно сложных (незнакомых) объектов (то есть в ситуациях неопределенности), а члены группы воспринимаются как эксперты.
Слайд 19Факторы конформности
Индивидуальные:
Возраст
Пол (мужчины считают инакомыслие как способ выражения их компетентности,
а женщины – умение сотрудничать и достигать согласия с другими
членами группы)
Интеллект
Лидерские качества
Устойчивость к стрессу
Степень оценки собственной компетентности и восприятие индивидом компетентности большинства.
Слайд 20Факторы конформности
Групповые:
величина группы (достаточно 3-4 человек, единодушно выражающих свое мнение,
является максимальным при размере группы 5-8 человек)
групповая сплоченность
однородность группы по
какому-либо признаку
Слайд 22Позитивные функции группового давления
помощь группе в достижении целей;
помощь группе в
сохранении себя как целого;
помощь отдельным членам группы в выработке точки
отсчета, с которой в дальнейшем они могут соотносить свои мнения, суждения;
помощь членам группы в определении своего отношения к социальному окружению ( это обеспечивает согласованность групповых действий, адаптацию группы в социуме).
Слайд 23Групповое давление и эффективность деятельности группы
В экстремальной ситуации единство необходимо
для сохранения и выживания группы.
В стабильной ситуации единогласное принятие групповых
норм может стать фактором регресса и развития деструктивных процессов в группе.
Слайд 24Нормативное влияние меньшинства
процессы в группе, которые обеспечивают развитие, изменение групповых
норм и препятствуют возникновению застоя.
«сине-зеленый эксперимент» С.Московичи (Moscovici , Lage
, Naffrechoux , 1969)
Слайд 25«Сине-зеленый» эксперимент
Группа испытуемых из 6 человек: 2 «сообщника» и 4
«наивных субъекта»
Стимульный материал: слайды голубого цвета, которые сообщники при каждом
предъявлении называли зелеными
Результаты: 8,42% выборов в экспериментальной группе – зеленый. В то время как в контрольной группе – 0,25%
Слайд 26Поведенческий стиль меньшинства
Устойчивость поведения
Уверенность в правоте своей позиции
Изложение и структурирование
соответствующих аргументов
В группе, где сообщники вместо постоянного ответа «зеленый» в
одних случаях говорили «зеленый», а в других – «голубой», показатель их влияния снизился до 1.25%
Слайд 27Идиосинкразический кредит (Е.Холландер)
группа позволяет своим членам тем большее отклонение от
групповых норм, чем больший вклад в достижение групповых целей они
вносят. Это своеобразное разрешение на девиантное поведение.
Поскольку лидер сильнее других членов группы ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче, то ему позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует достижению групповых целей.