Слайд 1ИГРАЕМ В КУКЛЫ
Тихонова Юлия ученица 4 Б класса
Руководитель: Л.И.Мельникова
учитель
начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
«Североонежская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2Трудное детство –
деревянные игрушки?
• Были ли у наших предков игрушки?
• Какими куклами
играли наши пра-пра-пра-прабабушки?
• Есть ли разница между старинной народной и современной куклой?
Слайд 3народные тряпичные куклы Севера России
современные куклы
Предмет исследования – куклы.
Объект
исследования
Слайд 4 Цель работы:
узнать, изменилась ли роль куклы в жизни ребёнка
с течением времени.
Слайд 5Задачи:
1. Изучить литературу, материалы о куклах.
2. Выяснить, как и когда
появились первые куклы.
3. Узнать какими были первые куклы.
4. Выяснить, для
чего служили северные куклы в древности.
5. Сравнить народную и современную куклы.
6. Обобщить полученные знания.
Слайд 6 Моё предположение:
Жизнь девочки неразрывно связана с куклами, но
я думаю, что со временем изменились и девочки, и куклы.
Слайд 7
методы исследования:
• анализ источников информации;
• анкетирование, интервьюирование;
• обобщение полученных данных.
Слайд 8Что такое кукла?
Глава 1.
Это слово заимствовано из греческого, где находим
koukia – "кукла", восходящее к латинскому cuculla.
В толковом словаре
В.И.Даля сказано, что
«кукла - сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного».
Точной даты появления первых игрушек нет.
На территории нашей страны при раскопках были обнаружены глиняные скифские всадники, которых относят ко II в. до н.э.
Слайд 9 Первые куклы. Какие они?
Глава 2.
Обереговые
Обрядовые
Игровые
Слайд 10Дочки - Матери
Глава 3.
Народная северная игрушка это особый мир,
связанный с вхождением человека в жизнь.
Слайд 11село Покшеньга Пинежского уезда Архангельской губернии
В играх с куклами
дети изучали традиции и обряды народа.
Слайд 12В кукольных играх дети учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное
искусство одевания.
Была в Лешуконии раньше и кукла-каша! Такая
кукла являлась и забавой, и подсказкой. Как кашу сварить? «По ножку-крупа, по пояс – вода, по шейку – кашка!»
Архангельская кукла – пеленашка учила пеленать младенца
Слайд 13 «Белозерский князь Вячеслав, возвращаясь из похода к Белому морю,
нашел поле, удобное для отдохновения. Немало удивило князя и его
воинов то множество ворон, которое было там. Потому назвал князь поле оное Каргиным полем и учредил там свой стол. Россияне же сделали на поле том острог."
Каргопольская кукла Карга
Слайд 14Из прошлого - в настоящее
Глава 4.
Кукла – это и оберег,
с которым дети ложатся спать, и подружка, которой доверяются секреты,
и терпеливая игрушка, которую можно много раз наряжать и раздевать. Дети играют в куклы в любом месте и в любых жизненных ситуациях. Они проигрывают то, что уже когда-то видели и то, что выдумывается прямо на месте.
Слайд 15 пупсы
«модницы»
интерактивные
обычные
Слайд 16Игра народной куклой наиболее полезна для ребёнка, выгодна для родителей.
Слайд 171. Какая польза от игры в куклы?
Слайд 182. Есть ли у тебя самодельные игрушки?
3. Случалось ли тебе
делать игрушки из подручных материалов?
Слайд 194.Какая кукла у тебя любимая?
Хотела бы ты быть на неё
похожей?
Слайд 205.Зависит ли твоё настроение от того, какой куклой
( покупной
или самодельной) ты играешь?
Слайд 21Результаты исследования
Из литературы и Интернета я узнала, что:
• игрушки появились на
заре человечества, а кукла – старинная игрушка детей;
• первые куклы были
обрядовыми, обереговыми и игровыми, делались из подручных материалов;
• традиционные куклы Севера России – тряпичные. Играя в куклы дети изучали уклад жизни, традиции и обряды своего народа. Девочки готовились к роли матери: учились готовить, ухаживать за младенцем, рукоделию.
Слайд 22Результаты исследования
Результаты интервью и изучение рынка кукол доказали, что технический
прогресс не стоит на месте.
Производители с каждым годом предлагают
современным детям всё более прогрессивных кукол, сделанных из самых современных материалов.
Слайд 23Результаты исследования
Результаты анкетирования показали, что в основном девочки не задумываются
над ролью куклы, а играют ради удовольствия. Дети идут на
поводу у производителей и требуют у родителей широко рекламируемых кукол.
Оказывается, почти у всех современных девочек есть и самодельные игрушки, в которые они играют с огромным удовольствием.
Слайд 24Вывод
Исходя из результатов, полученных в ходе исследовательской работы, моё
предположение подтвердилось.
Жизнь девочек неразрывно связана с куклами, со временем
изменились и девочки, и куклы, но роль куклы в жизни ребёнка не изменилась.
Слайд 25Библиографический список
1. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка: современное написание»
- М.:Астрель: АСТ, 2008.
2. Зимина З.И « Текстильные обрядовые куклы»
– М.: «Ладога-100», 2007. – 64 с.
3. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и обычаи. Народная кукла». — СПб.: Паритет, 2005.
4. http://mirslovarei.com/krilov_k
5. http://paraskeva.sp.ru
6. http://rukukla.ru
7. http://stranamasterov.ru