Слайд 1«Инструменты
проблемно-ориентированного
обучения»
Учитель начальных классов,
зам. директора по УВР
МБОУ
«СОШ №1 г. Анадыря»
Колебер Галина Федоровна
Слайд 2Проблемно-ориентированное обучение
Цель проблемно - ориентированного обучения:
- не только усвоение результатов
научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения
этих результатов;
-формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.
Слайд 3Проблемно-ориентированное обучение на базе ТРИЗ
Развивающее обучение
ТРИЗ
Проблемно-поисковый метод:
Проблемная ситуация
Проблема
Поиск способов
её решения
Решение проблемы
Проблемно-поисковый метод
Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы
Выдвижение предположений
и обоснования гипотезы с помощью инструментов ТРИЗ
Проверка правильности решения проблемы
Слайд 4Теория Решения Изобретательских Задач
позволяет перейти от неясной и расплывчатой
проблемы к конкретным задачам и противоречиям;
решить эти задачи с помощью
приёмов и принципов;
получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие;
спрогнозировать и предупредить проблемы .
Слайд 5Инструменты, позволяющие работать с проблемами:
во-первых, инструменты, о которых идет речь,
– это модели;
во-вторых, это информационные модели.
Они могут быть представлены
в материальном мире разными способами: словами, схемой, рисунком... Пример модели для текстовой информации – ключевые слова, которые используются для поиска нужных текстов в библиотечном каталоге или в сети Интернет.
Слайд 6ПЕРВАЯ НАША ЗАДАЧА –
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
Слайд 7
Модель
«Элемент – имя признака – значение признака» -
это основной инструмент для обучения построению информационных моделей.
Слайд 8Учим детей разделять в признаке:
ИМЯ ПРИЗНАКА и
ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКА
(имя признака – цвет,
значения – красный, синий, голубой, зеленый
и т. п.).
Слайд 9Русский язык, раздел “Слово и его значение” (2 класс)
Слайд 10ВТОРАЯ ЗАДАЧА -
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ,
УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Слайд 12Модель «Элемент –имена признаков –значения признаков»
«Системный оператор»
Слайд 14Модель ТРИЗ – технологии
«Системный оператор»
Слайд 15
Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то»
Если мы рассмотрим что-то…(объект). Это что-то
для чего-то…(функция объекта), Это что-то часть чего-то…(подсистема объекта). Это что-то
из чего – то…(надсистема работы). Чем-то было раньше что-то… (про-шлое объекта). Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта).Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
Слайд 16ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА -
НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПЕРИРОВАТЬ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ
ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
Слайд 17 Инструменты ТРИЗ для анализа и решения проблем:
модели
из АРИЗ -Алгоритм решения изобретательских задач .
Решая задачу
по АРИЗ, мы оперируем целым комплексом моделей, позволяющих шаг за шагом строить решение, сужая поле поиска, формулируя и разрешая противоречия.
Слайд 18Модель «Противоречие – Идеальный конечный результат (ИКР) – Ресурсы»
Слайд 19
Итак, на основе модели «Элемент – имена признаков – значения
признаков» строятся инструменты:
для описания и изучения объектов;
для описания и
изучения объектов как систем;
для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
Слайд 20Другие инструменты ТРИЗ:
МОДЕЛЬ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ НА
МИР ГЛАЗАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВЫДЕЛЯЯ В ЭЛЕМЕНТАХ МИРА ТЕ ПРИЗНАКИ,
КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИМ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ;
МОДЕЛЬ «ТРИ МИРА» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ;
МОДЕЛЬ «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР» И ДР.
Слайд 21МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ЛИЧНОСТНЫЕ УУД)
Слайд 22Последние книги автора ТРИЗ:
Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА.
–М.: «Советское pадио» 1979.
Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ. –Hовосибиpск: «Hаука»,
1-е издание 1986; 2-е издание –1991.
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности. –Минск: «Беларусь», 1994.
Слайд 23ОТСМ-ТРИЗ направление представлено на сайтах:
http://www.trizminsk.org – сайт центра ОТСМ-ТРИЗ технологий
http://jlproj.org и http://jlproj.ru – сайты педагогического проекта «Джонатан Ливингстон»
http://www.volga-triz.ru
– сайт ОО «Волга-ТРИЗ»
http://www.thinking-approach.org – сайт проекта «Thinking-approach - мыслительный подход к изучению иностранных языков»
Работы автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера размещены на сайте
http://www.altshuller.ru