Разделы презентаций


Использование фразеологических оборотов при развитии речи младших школьников

Содержание

«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни, радость и страдания, людские смех и слёзы, любовь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Максимова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов 1 кв. категории МОУ

СОШ № 6 , г.Магнитогорска Челябинской области
Использование фразеологических оборотов в

развитии речи младших школьников
Максимова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов  1 кв. категории МОУ СОШ № 6 , г.Магнитогорска

Слайд 2«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и

афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках

разума знания жизни, радость и страдания, людские смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». М.А.Шолохов
«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
В языке заложены огромные ресурсы для развития личности

ребёнка: он оказывает влияние на становление его интеллектуальных , творческих

и духовных основ.
Русский язык богат фразеологическими оборотами, которые выполняют определённую функцию в речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫВ языке заложены огромные ресурсы для развития личности ребёнка: он оказывает влияние на становление его

Слайд 4Они не только обозначают, называют предметы, но и одновременно являются

специальным языковым средством передачи многообразных эмоциональных и оценочных отношений говорящего

к тому, что происходит в его внутреннем мире или вне его.
Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.
Таким образом, работа с фразеологическими единицами в младшем школьном возрасте делает связную речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

Они не только обозначают, называют предметы, но и одновременно являются специальным языковым средством передачи многообразных эмоциональных и

Слайд 5 Изучение фразеологических оборотов в работе по развитию речи.
Словарная работа

является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию

речи.
Особенное значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сензитивным (наиболее восприимчивым)
- для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся,
- для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог. Актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.

Изучение фразеологических оборотов в работе по развитию речи.Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и

Слайд 6Изучение фразеологизмов в школе
В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется мало

внимания. Фразеологизмы выражают сущность довольно сложных явлений, они делают речь

более яркой, экспрессивной.
Ознакомление младших школьников с фразеологизмами происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.
В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.

Изучение фразеологизмов в школе В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. Фразеологизмы выражают сущность довольно сложных

Слайд 10 Занимаясь фразеологизмами, я заметила, что тема «Фразеологизмы» очень интересна

и увлекательна для работы с ними.

Одной из целей

моей работы по развитию речи учащихся, является не только дать ученику более-менее полное представление о фразеологизмах, но и научить ребенка путем выполнения различных практических заданий находить фразеологизмы в текстах; пользоваться этими фразеологизмами и в своей собственной речи.
Занимаясь фразеологизмами, я заметила, что тема «Фразеологизмы» очень интересна и увлекательна для работы с ними.

Слайд 12 Работа по развитию речи начинается с первого класса, на

занятиях для анализа детям предлагаются загадки, метафоры, пословицы и поговорки.

Работа ведётся систематически, и у детей накапливается речевой материал, алгоритм работы с ним. Фразеологизмы – трудный материал, поэтому работу по их изучению мы начинаем с 3-го класса. Первые фразеологизмы для ознакомления были предложены детям в начале учебного года. В 4 классе работа была продолжена и учащиеся научились не только понимать, но и использовать в своей речи фразеологические обороты.
Работа по развитию речи начинается с первого класса, на занятиях для анализа детям предлагаются загадки, метафоры,

Слайд 13Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:
Дружнее этих двух ребят

на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

* * *
Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …
* * *
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
* * *
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах: Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них

Слайд 14Так как при составлении олимпиадных заданий ,а также комплексных работ

по русскому языку и литературному чтению часто используется материал, связанный

с расшифровкой смысла фразеологических оборотов, у учеников не возникло затруднений при выполнении данных заданий.
Так как при составлении олимпиадных заданий ,а также комплексных работ по русскому языку и литературному чтению часто

Слайд 15выводы
1. Систематическая работа над фразеологизмами дает очень многое учащимся.

Младшие школьники учатся запоминать фразеологические обороты, понимать их образный характер

и воспроизводить в речи.
2. Использование фразеологизмов активизирует мыслительную деятельность учащихся на уроках, способствует более глубокому пониманию изучаемых произведений, лучшему усвоению орфографических и грамматических тем, расширяет знания учащихся об истории своего народа
выводы1.  Систематическая работа над фразеологизмами дает очень многое учащимся. Младшие школьники учатся запоминать фразеологические обороты, понимать

Слайд 16выводы
3. Можно утверждать, что использование работы с фразеологическими оборотами

на уроках русского языка активизирует, значительно обогащает словарный запас учеников,

дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, «наблюдать» речь, интересоваться языком
выводы3.  Можно утверждать, что использование работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка активизирует, значительно обогащает

Слайд 17выводы
4. Фразеологическая работа будет более эффективна, если

использовать межпредметные связи. Речь учителя, богатая фразеологизмами, является образцом для

подражания, стимулирует интерес к языку. Возможно использование и объяснение фразеологических оборотов на уроках математики («дважды два четыре», « как свои пять пальцев», «с три короба» и т.д.); на уроках окружающего мира при изучении органов тела человека можно подбирать фразеологические обороты, компонентами которых являются слова: глаза, язык, уши, нос, зубы и т.д. ( «у страха глаза велики», «язык без костей», «вешать нос», «зубы заговаривать» и т.д.); на уроках русского языка и чтения. При подведении итогов на уроке, самооценке также возможно использование фразеологических оборотов («засучив рукава» (работал), «в поте лица» и т.п.). Возможны творческие, исследовательские домашние задания («найдите фразеологизмы, характеризующую вашу работу на уроке, ваше настроение», и т.д.)

выводы 4.   Фразеологическая работа будет более эффективна, если использовать межпредметные связи. Речь учителя, богатая фразеологизмами,

Слайд 18приложение

приложение

Слайд 34Делать из мухи слона

Делать из мухи слона

Слайд 35Без задних ног

Без задних ног

Слайд 36Зарубить на носу
Вставлять палки в колёса

Зарубить на носуВставлять палки в колёса

Слайд 37 Бить баклуши.

Бить баклуши.

Слайд 38Бежать сломя голову

Бежать сломя голову

Слайд 39
В приложении к моему выступлению (словарик

наиболее часто употребляемых фразеологизмов) собраны самые известные, самые интересные, яркие,

часто используемые фразеологизмы.

Я просмотрела множество учебников и заданий, в том числе и олимпиадных, с целью узнать, какие фразеологизмы наиболее часто употребляемы, на какие фразеологизмы авторы-составители различных олимпиадных заданий обращают особое внимание. Узнав это, в свой словарик добавила именно эти фразеологизмы, чтобы при выполнении различных олимпиадных или же обычных заданий, ученик знал значение фразеологизма, данного ему.
В приложении к моему выступлению (словарик наиболее часто употребляемых фразеологизмов) собраны самые известные, самые

Слайд 40Словарик ,наиболее часто используемых фразеологических оборотов в начальной школе
1 Бить

баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками. Лежать на боку, сидеть

сложа руки. считать ворон.
2 Бить тревогу Настойчиво обратить внимание на что-либо. Бить во все колокола.
3 Братья меньшие О животных
4 Валиться из рук Не ладиться из-за отсутствия желания Руки опускаются
5 Вверх ногами В перевернутом положении Вверх тормашками
6 Вертеться как белка в колесе Быть в заботах, хлопотах, постоянно занятым. Вертеться колесом , вертеться волчком.
7 Вешать (повесить) нос Окружить кого-либо своим вниманием, заботой.
8 Висеть на телефоне Подолгу говорить по телефону.
9. Валиться с ног Падать от усталости Выбиться из сил
10. Взять под крылышко Окружить кого-либо своим вниманием, заботой
11 Во весь голос говорить (кричать) Очень громко. Во все горло, на всю ивановскую, как резаный
Словарик ,наиболее часто используемых фразеологических оборотов в начальной школе1 Бить баклуши. Бездельничать, заниматься пустяками. Лежать  на

Слайд 4112 Во весь дух бежать Очень быстро. Вовсе лопатки, во

всю прыть, сломя голову, как угорелый, что есть духу.
Водой

не разольешь Очень дружны. неразлучны.
Все время Постоянно, не переставая.
Выбиться из сил Очень устать. Валиться с ног, едва ноги передвигать
Глаз не оторвать Сильное впечатление от увиденного.
Глаза разбежались О трудности выбирать что-либо
Гусь лапчатый Ловкий, хитрый, пронырливый человек.
Дать слово Пообещать.
Делать их мухи слона язык Необоснованно преувеличивать. Сгущать краски

12 Во весь дух бежать Очень быстро. Вовсе лопатки, во всю прыть, сломя голову, как угорелый, что

Слайд 4221 Держать ушки на макушке Выть внимательным, осмотрительным, настороже. Держать

ухо востро, глядеть в оба.
22 Держать хвост пистолетом Не

терять выдержки, не унывать
23 Держать язык за зубами Молчать не говорить лишнего.
24 Добро пожаловать Приветствие, включающее приглашение
25 Добрый день (вечер) Приветствие при встрече днем (вечером)
26 Дрожать как осиновый лист Трястись от холода, мерзнуть
27 За тридевять земель Очень далеко На краю света; у черта на куличках; бог знает где; за морями, за долами; за семью холмами; за семью реками
28 Задрать стрекача Быстро убежать Пуститься на утек
29 Задрать нос Важничать, зазнаваться
30 Заморить червячка Немного утолить голод
31 Заруби себе на носу Запомни
32 Знать как свои пять пальцев Знать очень хорошо
33 Золотая осень Сухая, солнечная осень
34 Золотые руки О том кто умеет все делать Мастер на все руки
21 Держать ушки на макушке Выть внимательным, осмотрительным, настороже. Держать ухо востро, глядеть в оба. 22 Держать

Слайд 43 35 И был(а) таков(а) Бесследное исчезновение кого-либо Только его

и видели. Поминай как звали. Как вводу канул. Как корова

языком слизнула. Как сквозь землю провалился. Как не бывало. И след простыл. Как ветром сдуло
36 Как без рук Совершенно беспомощен.
37 Как банный лист (пристал) О надоедливом человеке.
38 Как вкопанный Совершенно неподвижно.
39 Как гром среди ясного неба Неожиданно Как снег на голову, как из-под земли, откуда ни возьмись. 40 Как две капли воды Очень похоже, точь -в- точь.
41 Как за каменной стеной Надежно.
42 Как кошка с собакой Недружно, постоянно враждуя.
43 Как по маслу Легко и без особых усилий.
44 Как с гуси вода Совершенно безразлично, все нипочем. Хоть бы что
45 Курам на смех Очень мало.
35 И был(а) таков(а) Бесследное исчезновение кого-либо Только его и видели. Поминай как звали. Как вводу

Слайд 44
46 Лить слезы Горько плакать.
47 Молчать как рыба Не

произносить ни слова.
48 На носу (зима) Скоро в ближайшем

будущем. Не за горами, на пороге, у дверей
49 Набрать в рот воды Ничего не говорить. Проглотить язык
50 Не верить своим ушам Очень удивляться. Диву даваться, делать большие глаза, развести руками, открыть рот.
51 Не по дням , а по часам Очень быстро
52 Не покладая рук Очень старательно, не жалея сил. В поте лица, засучив рукава, не разгибая рук.
53 Одним глазом Между делом наблюдать, присматривать. Краем глаза
54 Одного поля ягоды Очень похожи друг на друга Два сапога пара, из одного теста
55 Острый глаз Наблюдательный.
56 От всего сердца Искренне. От всей души.


46 Лить слезы Горько плакать. 47 Молчать как рыба Не произносить ни слова. 48 На носу (зима)

Слайд 4557 Поджать хвост. Испугаться чего-либо, стать осмотрительнее, скромнее. 58 Проще

простого Очень легко и просто. Пара пустяков, ничего не стоит

59 Пуще прежнего Еще сильнее
60 Развесить уши Бессмысленно довериться кому-либо, заслушаться Разинуть рот
61 Родиться под счастливой звездой Быть счастливым, удачливым во всем. Родиться в рубашке
62 Ронять слезы Плакать
63 С гулькин нос Небольшой по размерам, немного по количеству. Капля в море.
64 Сами с усами Не хуже и не глупее других. Не лаптем щи хлебаю.
65 Слона из мухи делать Сильно преувеличивать.

57 Поджать хвост. Испугаться чего-либо, стать осмотрительнее, скромнее. 58 Проще простого Очень легко и просто. Пара пустяков,

Слайд 4666 Смешинка в рот попала Тот кто не может удержаться

от смеха.
67 Снега зимой не выпросишь О жадном человеке.


68 Считать ворон Быть рассеянным невнимательным. Ловить мух
69 У разбитого корыта остаться. Остаться ни с чем, потеряв все приобретенное.
70 Уносить ноги. Спасаться бегством, убегать. 71 Ходить на цыпочках Вести себя тихо, бесшумно. Ходить на голове.
72 Честное слово Убеждение в правде, искренности. Ходить на голове.
73 Шевелить мозгами Думать.
74 Яблоку негде упасть Очень тесно. Как селедки 75 Язык без костей О том, кто не в меру болтлив Длинный язык.
66 Смешинка в рот попала Тот кто не может удержаться от смеха. 67 Снега зимой не выпросишь

Слайд 47 И, завершая своё выступление, хочется напомнить ещё раз, что

основная функция учителя – это не столько быть источником знаний,

сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
И, завершая своё выступление, хочется напомнить ещё раз, что основная функция учителя – это не столько

Слайд 48источники
  http://logoportal.ru/formirovanie-frazeologicheskogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/ispolzovanie-frazeologicheskih-oborotov-v-sisteme-raboty-nad
http://do.gendocs.ru/docs/index-77405.html?page=2
http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/2027-2012-12-13-21-04-00.html




источники  http://logoportal.ru/formirovanie-frazeologicheskogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/.htmlhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/ispolzovanie-frazeologicheskih-oborotov-v-sisteme-raboty-nadhttp://do.gendocs.ru/docs/index-77405.html?page=2http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/2027-2012-12-13-21-04-00.html

Слайд 49Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика