Слайд 1Использование интерактивных методов обучения
на уроках в начальной школе
Выполнила:
Приходько
А.В
Ст. Казыбек бек
Слайд 2Послание Президента Н. А. Назарбаева народу «Стратегия «Казахстан-2050» определяет новый
политический курс состоявшегося государства, устремленного в будущее. Чтобы стать развитым
конкурентоспособным государством, подчеркнул Президент, мы должны стать высокообразованной нацией.
Слайд 3ё
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я
запомню,
Вовлеките меня – я пойму».
Китайская пословица
Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.
Слайд 4 Использование интерактивных методов обучения в начальной школе
Цель: показать значение
интерактивных методов на уроках в начальной школе
Задачи:
раскрыть значение интерактивных методов
обучения.
включение интерактивных методов обучения в структуру урока
приемлемость и актуальность интерактивных методов обучения на современном уроке
Слайд 5Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 6 К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в
активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
• Мини-лекция
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Выступление в роли обучающего
• Обсуждение сюжетных рисунков
• Опрос–Квиз (контроль) и др.
Слайд 7Интерактивные методы обучения
Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
Групповая дискуссия
Анализ ситуаций морального выбора
Разбор инцидентов
из практики (метод «кейсов»)
«Мозговой штурм»
Презентация
Обсуждение
Дебаты
Игровые
Деловая игра
Организационно-деятельностная игра
Операционная игра
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
и др.
Тренинг-методы
Социально-психологический тренинг
Тренинг делового общения
Психотехнические игры
Слайд 8Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес
к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания
жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Слайд 9Алгоритм проведения
интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).
Слайд 10Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Начало урока
– стадия вызова (актуализации
знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Слайд 12Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку) – японские
3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение
Слайд 13При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника
групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге;
...
Слайд 14Синквейн
это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1
строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение
темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
Слайд 15ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного чтения даёт
возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста
«v», «+», « - », «?»
Слайд 16
«Аквариум»
– это ролевая игра, в которой
принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей,
что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.
Слайд 17«Шесть шляп мышления»
(методика Эдварда де Боно):
- технология разработки
и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Слайд 18Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 19Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда,
во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы
своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».
Слайд 20Повышается:
уровень успеваемости учащихся
качество знаний и умений
развитие и качество речи
умение четко
и грамотно выражать свои мысли
логическое и критическое мышление
умение
работать в группах
Слайд 21Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность
при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных
методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Слайд 22Литература.
1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч
начальной школы, 2007 г., №6.
2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам
нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,
2008 г., №8.
7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.
8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002
Слайд 23Успехов в работе!!!
Спасибо за внимание!!!