Слайд 1«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ПОТАПОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 г. Липецка
Слайд 2К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 3 При поступлении в школу дети должны уметь:
-связно высказывать свои
мысли;
-строить диалог;
-составлять рассказ на определенную тему.
Для этого необходимо расширять словарный
запас, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй.
Слайд 4ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ связной речи
Слайд 5
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Основная задача мнемотехники - передать условно-наглядную схему закодированного материала, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд 6
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой
педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов
к выбранному рассказу.
Слайд 7Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно.
Если раньше использование традиционных приёмов не сразу приносило желаемых результатов,
так как дети затруднялись запоминать стихотворения (от многократного повторения даже самый замечательный текст можно разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память), то после зарисовки детьми условной схемы - результат запоминания значительно улучшился. При применении схем в работе по заучиванию стихотворение запоминается сразу и целиком. К тому же, разучивание стало для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Слайд 8Дошкольники могут испытывать некоторые сложности при заучивании материала по схемам,
поскольку следовать предложенному другими плану модели, не всегда понятно детям.
И потому, первые рассказы по моделям, могут получаться весьма схематичными.
Слайд 9Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном
цвете.
Слайд 11ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ
- Цвет
- Форма
- Величина
- Материал
- Часть игрушки
- Действия с
игрушкой
Слайд 12Описание овощей и фруктов
- Что это?
- Цвет
- Форма
- Величина
-
Вкус
- Сочность
- Место произрастания
- Что из этого можно сделать
Слайд 13ОПИСАНИЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
-Солнце /светит, но не греет; часто бывает за
тучками; жарко греет/
- Небо
- Земля
- Деревья
- Люди
- Звери
- Птицы
- Чем
можно заниматься
Слайд 14
Рассказ о профессиях людей
-Название профессии
-Место работы
-Что делает человек данной профессии
-Что
нужно для работы /инструменты и оборудование/
Слайд 15Описание и сравнение птиц
- Внешний вид
- Зимующая или перелётная
- Где
живёт
- Чем питается
- Как выводит птенцов
- Какую пользу приносит человеку
Слайд 16ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫ
-Внешний вид /части тела/
- Место проживания/коровник, конура,
свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора
и пр. (для диких животных)/
- Чем питается
- Как зовут детёныша
- Какую пользу приносит человеку /для описания только домашних животных/
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное
Слайд 17Составление рассказа: «Выходной день»
Слайд 22Использование мнемотехники во время самостоятельной деятельности.
Слайд 23
Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания (пересказа), так как
наглядно отображает последовательность, одновременно включая в себя план и опорные
вопросы. На таких занятиях дети уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать и рассказывать.
Слайд 24Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ
предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Слайд 25
Диагностическое обследование уровня развития
связной речи детей
Для определения динамики развития речи
детям предлагалось в каждой возрастной группе составить короткий рассказ по
сюжетной картинке. В ходе обследования выявлялся уровень развития связной речи детей и проводился анализ эффективности использования современных образовательных технологий в развитии связной речи детей.
Слайд 26Вывод:
Использование мнемотехник способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей,
что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу
необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.