Слайд 1Формирование Универсальных учебных действий в начальной школе
Торопина Е.В.,учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Большой Мелик
УМК Гармония
Слайд 2Что же такое «Универсальные учебные действия»?
Универсальные учебные действия - умение
учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 3Виды универсальных учебных действий
Познавательные УУД- общеучебные, логические, знаково – символические
Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Коммуникативные УУД – планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД -самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Слайд 4Учебный предмет «Русский язык»
Формирование всего комплекса УУД происходит за
счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Так,
приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению.
При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).
Слайд 5Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является
последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск
самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом:
«На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».
Формирование познавательных учебных действий, обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:
а) обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;
б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;
в) обучение использованию для
решения разнообразных практических
задач различных словарей, справочников.
Слайд 8Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается
как общей направленностью работы на обучение общению в устной и
письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них:
1. Обучение созданию текстов
определённых жанров: записок,
поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов,
дневниковых записей и т.д.;
2. Общение авторов с ребёнком через
письменный текст,
3. Систематическое создание ситуаций
для общения детей с персонажами
учебника, друг с другом, в семье;
4. Организация партнёрства,
делового сотрудничества детей
при выполнении различных заданий .
Слайд 10Формированию коммуникативных умений, толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника
способствуют не только специальные задания, но и характер введённых в
учебник персонажей: младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, начинающий изучать русский язык. «Общение» с такими персонажами поможет ребёнку :
1) учиться
2) понимать точку зрения другого человека, его трудности
3) соотносить их со своими
4) создавать понятные для собеседника высказывания
5) что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы
6) контролировать выполняемые действия и т. д.
Слайд 11Кроме того, учебник предполагает живое общение детей друг с другом.
Сотрудничество детей может проявляться:
а) в распределённой деятельности при выполнении
различных наблюдений, языковых «опытов», при поиске слов в словаре;
б) в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом;
в) в объединении усилий при выполнении задания, в совместном поиске ответа, требующего догадки, «расшифровки» схемы, модели;
г) в рассказывании друг другу того, что
предстоит оформить
письменно, в организованном
учебном диалоге;
д) во взаимопроверке выполненной
работы.
Слайд 12Учебный предмет «Математика» Н.Б.Истомина. Математика является основой развития познавательных действий:
логических, включая и знаково-символические, планирование( цепочки действий по задачам), систематизация
и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Слайд 13Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий, является включение
в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши
и Маши.
Слайд 14 Учебный предмет «Литературное чтение» О.В.Кубасова. Обеспечивает формирование
следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования (л)через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию
учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания(л) на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений;
основ гражданской эдентичности (л)путем знакомства с героическим историческим прошлым России;
эстетических ценностей(л);
умение понимать контексную(л) речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умение произвольно и выразительно строить контексную речь(к) с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умение устанавливать логическую причинно-следственную связь(п) событий и действий героев произведения;
умения строить план (р)с выделением существенной и дополнительной информации.
Слайд 15«Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин)
В
содержании курса реализуются идеи интегрированного подхода к обучению: интегрированы знания
о природе, человеке, обществе, истории Отечества. Реализован краеведческий принцип обучения. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия.
Учебно-познавательная деятельностиь учащихся: работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ.
Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, интернет и др.
.
Слайд 16Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи
развивающего обучения.
Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать
деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются.
Достаточное внимание уделено формированию знаний и умений, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни.
Особое внимание уделено формированию логических операций: анализу, сравнению, обобщению, классификации.
Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.
Слайд 19Учебный предмет «Технология» Н.М.Конышева, прежде всего нацелен на становление самосознания
ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления
к творческой самореализации
Формирование познавательных учебных действий . Школьники учатся находить нужную информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Слайд 20Формирование регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящей практической работы, соотнесения
своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами. Самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы. Организации рабочего места, поддержанию порядка на рабочем месте.
Формирование коммуникативных УУД: выполнение заданий в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формирование умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Слайд 21Работа в группах. Тема урока: «Лепка. Сервиз.»
Слайд 22Проектная деятельность.
Изготовления сувенира к 23 февраля
Проект: «Комнатные растения-наши друзья»
Слайд 23Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век
открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам,
чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Слайд 25Список литературы:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
3.Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
4.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы. – приложение к ФГОС.
5. Литературное чтение «Любимые страницы» учебник для 3 класса, О.В.Кубасова.
6.Литературное чтение, рабочая тетрадь, 3 класс О.В.Кубасова.
7.Математика, учебник для 3класс Н.Б.Истомина.
8.Тетрадь по математике 3 класс №1,№2 Н.Б.Истомина
9.Окружающий мир, учебник для 3 класса, О.Т.Поглазова.
10.Русский язык «К тайнам нашего языка», учебник для 3 класса ч.1,ч.2, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
11.Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» №1,№2,№3, 3класс
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.