Слайд 1
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №392 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Использование технологии
«СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила учитель-логопед Толстикова И.А
Слайд 2«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»
Лев Семёнович Выготский)
Цель : обучение педагогов составлению дидактического синквейна с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить педагогов с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов
Слайд 3СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие
критического мышления через чтение и письмо).
Сегодня очень важно научить воспитанников
не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.
Критически мыслящие люди умеют:
решать задачи;
открыты для новых идей;
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
умеют слушать собеседника;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
любознательны.
Слайд 4В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»-пять.
Это
стихотворение, состоящее из пяти строк.Оно пишется по определенным правилам и
не имеет рифмы.
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .
Слайд 5Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В
чем же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут
составить все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд 6Правила составления синквейна:
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна,
состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая
строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Слайд 7Пример синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ
4. Я
ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ
5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Слайд 8Составление синквейна
по предметной картинке
Что это?
АРБУЗ
2. Подберите два
слова-признака.
- Какой арбуз?
КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает арбуз?
КАТИТСЯ, РАСТЕТ,
ЗРЕЕТ
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».
ЯГОДА
Слайд 9«Гирлянда» синквейнов по теме: «Животные жарких стран»
Слайд 10Как работать с синквейнами
Можно предложить следующие способы работы дошкольников с
синквейнами:
1. Составление нового синквейна.
2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с
использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.
2. Самостоятельно на практическом занятии.
3. В составе подгруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Слайд 12Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн
без указания темы, первой строки — на основе существующих строк
необходимо ее определить.
Растёт.
Стоит.
Белоствольная.
Стройная.
Русская.
Я любуюсь стройной .
Слайд 13Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки
Составление синквейна по сказке
«Заюшкина избушка».
Слайд 14
Зайчик. Лиса.
Слабый, трусливый.
Хитрая, наглая.
Плачет, боится, просит (помощи).
Выгнала, обманула.
Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.
Сказочный герой. Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
Слайд 15Педагогическая ценность синквейна:
Синквейн является игровым приемом.
Позволяет
почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у
всех, каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
Способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.
Учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, учит коротко, но точно выражать свои мысли;
Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Повышается интерес к изучаемому материалу.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Способствует формированию коммуникативных действий - воспитывает умение сотрудничества с педагогом и со сверстниками.
Слайд 16- изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует
его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о
предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
- дети учатся определять грамматическую основу предложений…