Слайд 1Исследовательский проект
«Здравствуй, солнышко!»
МБДОУ детский сад №17, г. Орел
автор и руководитель
– воспитатель Волобуева Ольга Алексеевна
Слайд 2Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Вид проекта: информационный,
исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
Участники проекта:
дети и родители старшей группы «Б»
Слайд 3Актуальность проблемы:
Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся
на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце —
центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.
С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.
Слайд 4Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью
солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).
Задачи
проекта:
- обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;
- учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);
- познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;
- закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;
- познакомить с разными способами изображения солнца;
- воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.
- формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.
Слайд 5Ожидаемый результат:
- Дети знают об особенностях летнего солнца и
его роли для окружающего мира.
- Дети знают, почему летом на
земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
- Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
- У детей пополнен словарный запас по теме.
Продукт проектной деятельности:
Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
Выставка творческих работ «Мое солнышко».
Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».
Слайд 6Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор
методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
Подбор литературы со
сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.
Слайд 7Основной этап:
Содержание работы с детьми во время реализации проекта:
Наблюдение за
солнцем в природе.
Беседа о значении солнца для человека и природы.
Чтение
художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
Опыты и эксперименты с солнцем.
Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
Содержание работы с родителями во время реализации проекта:
Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
Подбор художественной литературы и мультфильмов.
Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».
Слайд 8Заключительный этап:
Выводы.
Составление презентации проекта.
Слайд 9Теоретическая часть проекта
Пословицы и поговорки о солнце
Солнце сияет, а месяц
только светит.
На солнышко не гляди: ослепнешь.
Мешком солнышка не поймаешь.
Что мне
золото — светило бы солнышко.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
Худо лето, коли солнца нету.
На солнышко во все глаза не взглянешь.
За ушко да на солнышко.
Как месяц ни свети, а все не солнышко.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума сходит.
Солнце пригреет — все поспеет.
Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.
Слайд 10Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
Что выше леса,
Краше света,
Без
огня горит?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А
зовут тебя все ...
Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер — и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
- Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете!
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Загадки про солнце
Слайд 11Народные приметы по солнцу
Во время восхода солнца стоит духота —
к ненастью.
Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на
солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу — жди дождя и ветра.
Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
Красного цвета солнце на восходе — к большому ветру.
Красные облака — к дождю. При полуденном ветре — к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.
Слайд 13Наблюдение за солнцем в природе.
Цель: учить видеть характерные особенности летнего
солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее,
день становится длинным, а вечер долгим и теплым).
Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).
Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.
- У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.
- Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?
Слайд 14Опыты и эксперименты с солнцем.
Цель: Стремиться к исследованию неживой
природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Предложить детям с
закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем — противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.
Слайд 15Прогулка на тему:
«Здравствуй солнечный зайчик!»
Слайд 16Художественно-эстетическая деятельность.
«Солнышко лучистое» (лепка)
«Рассвет солнца» (рисование),
«Солнышко из ладошек»
(аппликация).
Слайд 17Результаты реализации проекта.
Дети знают об особенностях летнего солнца и его
роли для окружающего мира.
Дети знают, почему летом на земле жарко,
а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
У детей пополнен словарный запас по теме.