Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко»
Картотека
дидактических игр
по
гендерному
воспитанию
дошкольников
Слайд 2
Игра как средство воспитания дошкольников
Игра, как считают педагоги, является
лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем,
что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.
Слайд 3
Дидактическая игра
«Волшебный цветок»
1 вариант
« За что
нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цели:
Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и
девочками.
Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал:
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры:
Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Слайд 4
Дидактическая игра
«Волшебный цветок»
2 вариант
« Как я дома помогаю?»
Цели:
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и
мальчиков.
Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал:
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры:
Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
Слайд 5Задачи проекта:
Дидактическая игра
«Волшебный цветок»
3 вариант
« Кто я в
семье?»
Цели:
Формирование представлений о родственных связях.
Учить детей правильно употреблять
такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)
Материал:
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры:
С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.
Слайд 6
Дидактическая игра
«Дом добрых дел»
Цели:
Формировать представления о домашних
обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
Воспитывать желание оказывать
помощь в семье и другим людям.
Материал:
конструктор
Ход игры:
Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
Слайд 7Дидактическая игра
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели:
Научить детей быть
внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего
и противоположного пола.
Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал:
два персонажа — Саша и Маша. Туловище кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
«Любой цветок» (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры:
К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились . Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
Слайд 8Дидактическая игра
«Пожелания»
Цели:
Научить детей быть внимательными друг
к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного
пола.
Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал:
игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры:
Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»
Слайд 9
Дидактическая игра
«Вежливые слова»
Цель:
Воспитывать в
детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь
друг другу.
Материал:
сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры:
Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
как ты отблагодаришь человека за помощь?
как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
что нужно говорить при встрече с человеком?
что нужно говорить всем, уходя домой?
что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Слайд 10
Дидактическая игра
« Ушки на макушке».
Цели:
Развитие слухового внимания.
Учить детей идентифицировать себя и
окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход игры:
Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
Слайд 11
Дидактическая игра
«Кто что носит? »
Цель:
развивать умение находить
характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Материал:
фланелеграф, фигурки мальчика
и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)
Ход игры:
Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
Слайд 12
.
Дидактическая игра
«Чемодан»
Цель:
формировать представление детей о мужской и женской
одежде.
Материал:
листы бумаги с нарисованными не закрашенными чемоданами, цветные карандаши.
Ход игры:
Педагог
просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. С помощью карандашей надо «наполнить» чемодан соответствующими полу вещами.
Вариант игры:
папа (мама) привезли подарки сыну (дочке)
Слайд 13Дидактическая игра
"Подарки для Саши и Маши".
Цель:
формирование гендерных представлений
у детей.
Задачи:
закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей
определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;
развивать мышление, воображение;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материал:
две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности).
Ход игры:
В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.
Слайд 14Дидактическая игра
«Чем похожи наши мамы?»
«Чем похожи наши папы?»
Цели:
Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного
пола.
Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал:
семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры:
Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Слайд 15Дидактическая игра
«Благородные поступки»
Цель:
Воспитывать в детях желание
совершать поступки ради других людей.
Формировать понимание того, что поступком
мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал:
мячик
Ход игры:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков:
называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
Слайд 16Дидактическая игра
«Исправь ошибку»
Цель:
формировать знания о правилах этикетного поведения
мальчиков и девочек.
Материал:
набор сюжетных карточек:
Мальчик в автобусе сидит, девочка
стоит.
Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит.
Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.
Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.
В дверь выходит мальчик, за ним девочка.
В дверь выходит девочка, мальчик ее пропускает.
Мальчик садится за стол, девочка двигает стул, помогая ему сесть.
Девочка садится за стол, мальчик двигает стул, помогая ей сесть.
Ход игры:
Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.
Слайд 17Дидактическая игра
«Собери цепочку»
Цель:
формировать представления детей о половозрастном развитии
человека.
Материал:
набор карточек с изображением младенца-мальчика, дошкольника, школьника, юноши, мужчины, старика;
младенца-девочки, дошкольницы, школьницы, девушки, женщины, старушки.
Ход игры:
Детям предлагается выложить в «правильной» последовательности карточки.
Слайд 18Дидактическая игра
«Найди правильно»
Цель:
формировать представления детей о полоролевых стереотипных
видах деятельности человека.
Материал:
набор карточек с изображением девочки, мальчика и
предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.) .
Ход игры:
Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.
Слайд 19Дидактическая игра
«Кто кем работает? »
Цель:
формировать знания о тендерной
составляющей профессий.
Материал:
большие карточки с изображением мужских и женских профессий
(воспитатель, медсестра, капитан, летчик, пожарный) и нейтральных профессий (врач, учитель, продавец, кондуктор, кассир, музыкант) ; маленькие карточки с изображением профессиональных инструментов (игрушка, градусник, глобус, штурвал, пожарный рукав, лестница, фонендоскоп, указка, весы, сумка кондуктора, касса, скрипка)
Ход игры:
Детям предлагается:
• разложить большие карточки по принципу: мужские профессии, женские профессии, нейтральные профессии;
• подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей.
Слайд 20Дидактическая игра
«Имена»
Цель:
формировать у детей представление о мужских и
женских именах.
Материал:
фигурки мальчика и девочки.
Ход игры:
Педагог выкладывает перед
ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. В списке имен есть обычные имена для детей разного пола (Сережа, Юля, Наташа) и имена, которые дают как мальчикам, так и девочкам (Саша, Женя, Валя). Педагог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому (мальчику или девочке) имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое «двойное» имя, и т. д.
Слайд 21Дидактическая игра
«Отгадай профессию»
Цель:
Закреплять знания детей о профессиях.
Учить умению разделять профессии на мужские и женские.
Материал:
карточки с
изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Например, « Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)
После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?
Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?
Слайд 22Дидактическая игра
«Смайлик»
Цели:
развитие смекалки, положительных эмоций.
Учим называть, понимать
и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду
и др.).
Материал:
Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.
Ход игры:
Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.
-Смайлик увидел друзей.
-Смайлик заболел.
-Смайлик сердится.
-Смайлик поет песенку и т. д.
Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.
Слайд 23Дидактическая игра
«Собираемся в гости»
Цели:
Учить детей находить отличия во
внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки).
Учить
девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид.
Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
Материал:
на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.
Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.
Остальные дети наблюдают за своими друзьями.
Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?
Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.
Слайд 24Дидактическая игра
«Друг»
Цели:
Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль
других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою
помощь.
Материал:
резиновый мячик, мягкие игрушки.
Ход игры:
Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например: не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.
Или другая ситуация, воспитатель говорит, что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят разные слова (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг и др.)
Слайд 25Дидактическая игра
«Девочки – мальчики»
Цель :.
Установить дружеские отношения в
группе.
Учить рассказывать о себе.
Несколько советов педагогам:
Необходимо у
мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
Используйте чаще разные головоломки для девочек.
Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.
Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Слайд 26Ход игры:
1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.
2. Игру
начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.
3. Если
находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.
4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
Примечание.
Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.
Слайд 27Дидактическая игра
«Наши прически»
Цель.
Сформировать у детей представления о прическах; развивать
фантазию и воображение.
Материал:
Сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за
волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало.
Ход игры:
На картинках представлены изображения мальчика и девочки с различными прическами и цветом волос. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких – девочку, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка… Длинная стрижка… Но кто здесь девочка, а где мальчик?
После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».
Слайд 28Дидактическая игра
«Что перепутал художник?»
Цель игры:
Учить детей находить отличия
во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки).
Материал:
Картинки с перепутанным сюжетом.
Ход игры:
Предложить детям внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопрос:
«Что перепутал художник?».
2 Отвернуть картинку от детей и предложить вспомнить, кто
изображен на картинке.
Слайд 29Дидактическая игра
«Рассеянный художник»
Цель:
закрепить знания о профессиях взрослых
и инструментах.
Материал:
набор картинок.
Ход игры:
На карточках изображены люди
разных профессий, в руках у них инструменты. Необходимо исправить ошибки художника. Описание карточек: у врача – молоток, у плотника – градусник.
Слайд 30Дидактическая игра
«День рождения у Оли и Коли»
Цель:
закрепить полученные навыки
поведения за столом в игровой ситуации,
воспитывать доброжелательное отношение друг
к другу.
Оборудование:
кукла Таня; сервированный стол с расставленными приборами; игрушки, которые приглашены на день рождения.
Ход игры:
Воспитатель от имени куклы Оли или Коли приглашает детей на день рождения. Дети со своими игрушками от их имени здороваются с Олей (Колей), поздравляют ее (его) с днём рождения и садятся за накрытый праздничный стол. Оля (Коля) угощает детей конфетами, фруктами, чаем. Дети благодарят, выражают радость ("Как всё вкусно!"), просят подать что-либо или налить чай. В конце чаепития дети благодарят Олю (Колю), а она (он) приглашает всех гостей с ней потанцевать.