Слайд 1Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников ДОО
Кочина О.Н.
заведующий
МБДОУ д/с № 28
Слайд 2План
Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности по
профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников
Утренняя гимнастика
Физкультминутка
Прогулка
Организация образовательной деятельности по
физической культуре с использованием упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников
Организация контроля физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО
Рекомендации по профилактике ОДА
Слайд 3Средние показатели количества движений
детей за дневное время пребывания
в
дошкольном учреждении
гиподинамии:
- недостаточность развивающей среды,
- неправильная позиция взрослых по отношению к
активности детей,
- недостаточный двигательный опыт детей,
- отсутствие мотивации,
- состояние здоровья,
- нерациональная организация режима дня.
Слайд 5ФГОС
(раздел «Физическое развитие)
ДА детей в режиме дня должна составлять
3,5-4 часа в день
ДА в организованных формах деятельности должна составлять
45-50% всего объема суточной ДА
Занятия по дополнительному образованию проводятся не чаще двух раз в неделю ( не за счет прогулки и сна)
Слайд 6К организованным формам двигательной активности относятся:
физкультурные занятия;
- физкультурно-оздоровительная работа в
течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и - физические
упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
- активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
- домашние задания по физкультуре;
- индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
- секционно-кружковые занятия;
- профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).
Слайд 7Формы проведения утренней гимнастики:
Традиционная форма (используются различные виды ОРУ, ходьба,
бег и т.д.)
Сюжетная (обыгрывание какого-нибудь сюжета)
Игровая (несколько подвижных игр (3-4),
обеспечивающих нагрузку на разные группы мышц и разной интенсивности)
Музыкально - ритмическая (выполнение ходьбы, бега, ОРУ с музыкальным сопровождением)
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени
Слайд 8Формы проведения физкультминуток
В форме ОРУ
В форме подвижной игры
В
форме танцевальных движений
В форме выполнения движений под текст стихотворений
В форме любого двигательного действия и задания
Слайд 9Прогулка
На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах
прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения
двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.
В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность.
С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий.
Слайд 10Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы,
имеют различные варианты:
Проводится по типу физкультурных занятий, со всей группой
одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам (ранний возраст). Проводится в непринужденной форме, учитываются интересы детей. Важно обеспечить большое разнообразие видов и форм проведения.
Комплекс из однотипных физических упражнений (тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной – нескольких спортивных игр или спортивных упражнений.
Подвижные игры – одна или две – четыре разной подвижности и на разные движения.
Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми. Например, подбираются различные упражнения в метании: подкидывание мяча вверх, бросание мяча вдаль.
Сюжетные игры с движениями «Альпинисты», «Туристы».
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми.
Слайд 11Выделяют несколько типов занятий для повышения двигательной активности детей:
Занятие по
принципу круговой тренировки - способствует повышению двигательной активности детей за
счет непрерывности выполнения основных движений, эффекта переключения, применения сюжетных комплексов и т.д.
Занятие в форме ритмической гимнастики - позволяет повысить эмоциональный настрой детей, воспитывать интерес и потребность к занятиям физической культуры, формировать двигательную культуру.
Занятие на открытом воздухе - проводится при высокой ДА детей, которая достигается включением до 5 пробежек, разнообразием способов организации детей, подбору игр и эстафет и др.
Слайд 12 Пути (способы) повышения двигательной активности детей:
1) выбор рациональных типов физкультурных
занятий для детей;
2) раскрытие содержания методов и приемов повышения двигательной
активности детей на занятиях;
3) разработка и экспериментальная проверка системы физкультурных занятий для детей.
Слайд 13Выделяют следующие эффективные методы и приемы повышения двигательной активности детей
на занятиях:
использование упражнений динамического характера;
применение разных способов организации детей;
рациональное использование оборудования и пособий;
активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка;
лаконичное объяснение и четкий показ упражнений;
создание ситуации для проявления решительности, смелости, находчивости;
использование музыкального сопровождения;
вариативность подвижных игр, приемов их усложнения и др.
Слайд 14Организация контроля физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО
Предварительный контроль
(количественные и качественные показатели)
Стопа
- нормальная, уплощенная, полая.
Осанка – нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.
Текущий контроль.
Формы проведения.
Итоговый контроль
Слайд 15Рекомендации по формированию навыка правильной осанки
Так, для детей, имеющих отклонения
в осанке, предусматривается:
оптимальный двигательный режим в течение дня;
жесткое ложе для
сна;
возможность многократного (в течение дня) кратковременного отдыха для позвоночника (лежа на спине, животе);
использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка»);
кратковременные висы (1 — 10 с) на перекладине (несколько раз в день);
специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж;
прогулки, закаливание.
Слайд 16Рекомендации по предупреждению плоскостопия
Укреплять мышц стопы;
Физические нагрузки должны соответствовать
возрасту детей ;
Следить за весом детей;
Носить правильно подобранную обувь;
Использовать специальные
упражнения;
Учитывать наследственную предрасположенность.