Слайд 1Конфликт в малой группе
Исполнитель: Курбетьева Ксения, 10 «А» класс,
гимназия№40,
г. Екатеринбург
Координаторы проекта: Жест Наталья Олеговна,
преподаватель биологии
Аристова Ирина Дмитриевна,
преподаватель информатики
Слайд 2Основополагающий вопрос
Способствует ли конфликт развитию малой группы?
Слайд 3Проблемные вопросы
1. Что такое конфликт? Каковы предпосылки конфликта.
2. Как люди
с различными поведенческими типами ведут себя во время конфликта?
Слайд 4Цели
Найти метод, который поможет улучшить взаимоотношения в малой группе;
Найти способ
упрощения решения конфликтов в малой группе;
Слайд 5Задачи
Выявить и исследовать типы поведения людей в конфликтных ситуациях;
Выяснить, есть
ли необходимость формирования малой группы (школьного класса) относительно типов поведения
в конфликтной ситуации;
Узнать, есть ли необходимость не допускать конфликты в малой группе;
Определить, нужно ли контролировать ход конфликта в малой группе;
Доказать, что развитие навыков конфликтного взаимодействия идет со взрослением с девятого по одиннадцатый класс.
Рассказать о способах выявления и решения конфликтов в малой группе;
Определить роль учителя во время конфликта в классе.
Слайд 6Гипотеза
Конфликт способствует развитию малой группы.
Слайд 7Актуальность
Люди часто попадают в конфликтные ситуации, но из-за недостаточного умения
решать конфликты возникают трудности, портятся отношения. Работая долгое время в
одном коллективе важно сохранить нормальные отношения.
Слайд 8
Цель: определить место конфликта в жизни человека и общества.
Гипотеза:
конфликт – один из аспектов жизни общества, необходимый для его
развития. Предпосылками конфликта являются противоречия, требующие разрешения.
Что такое конфликт?
Каковы предпосылки конфликта
Слайд 9
Конфликт – это противостояние или противоборство как минимум двух
сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.
(теория конфликта
представлена здесь)
Слайд 10«Теория конфликта»
Карл Маркс
Мортон Дойч
Боулдинг
Даль
Раппорт
Хеленна Корнелиус и Шошина Фэйр.
Роджер Фишер и
Уильям Юри
Виктор Шейнов
Джинни Г. Скотт
Даниэль Ден
Михаил Литвак
Вера Каппони и Гомаш
Новак
Джон Роберт Паркинсон
Подробнее об их работах можно прочитать здесь
Слайд 11 Признаки конфликта
Недоразумения
Напряжение
Дискомфорт
Кризис
Стычки и ссоры
Слайд 12Стадии разрешения конфликта
Выявление действительного
противоречия.
2. Переговоры конфликтующих сторон.
3. Пересмотр
ситуации.
4. Временное соглашение.
Подробнее ознакомиться здесь
Слайд 13
Суть конфликта:
любая победа временна, долгосрочно только решение.
Слайд 14Вывод:
Характеристика конфликта
Отрицательная сторона – это трата нервов, времени, некоторых материальных
средств. Разрыв отношение, часто даже насилие, как над собой, так
и над окружающими, унижение и прочие «радости» общения.
Положительные - конфликт ведет к пересмотру взглядов, устранению тех проблем, которые вызвали конфликт. «В споре рождается истина».
Слайд 15Цель: определить типы поведения людей в конфликтной ситуации, узнать, меняются
ли они по ходу взросления.
Гипотеза: поведение человека во время конфликтной
ситуации объясняется его психотипом, от этого напрямую зависит развитие конфликта.
Как люди с различными поведенческими типами ведут себя во время конфликта?
Слайд 16Поведенческие типы
Значительный интерес представляет процесс развития конфликта, который во многом
зависит от стратегии поведения человека. Можно выделить четыре типа поведения
людей:
«Огонь»
«Вода»
«Белый флаг»
«Камень»
Слайд 17«Огонь»
Характеризуется активными (порой агрессивными) действиями.
Причины такого поведения:
-наличие возможности
оказания давления;
-уверенность в собственных силах;
-агрессивный характер.
Поведение: настойчивость, агрессия,
не учитывание интересов противоположной стороны.
Слайд 18«Вода»
Характеризуется поиском
взаимовыгодных решений, компромиссов.
Причины такого поведения:
-«издержки» от противоборства оцениваются
выше, нежели выгода;
-несклонность к агрессии, «гибкость» характера.
Поведение: тактичность, дипломатия.
Слайд 19«Белый флаг»
Характеризуется низкой степенью настойчивости.
Причины такого поведения:
-боязнь ответных мер
со стороны соперника;
-неуверенность в позитивном исходе конфликта;
-несклонность к
агрессии, «мягкость»
Поведение: принятие мнения и позиции оппонента.
Слайд 20«Камень»
Характеризуется низкой степенью настойчивости, но неподчиняемостью
активному оппоненту.
Причины такого поведения:
-нежелание вступать в открытую
борьбу;
-действия оппонента не могут реально влиять на положение;
-несклонность к агрессии, «твердость» характера.
Поведение: отказ или игнорирование, уход от конфликта.
Слайд 21 Практическая часть
Вот полученная общая диаграмма.
Сиреневым цветом обозначены результаты по
девятым классам.
Малиновым – результаты по десятым классам.
Светло-желтым – результаты по
одиннадцатым классам.
Они собраны на один график, чтобы была возможность проследить тенденции в изменении процентного содержания каждого поведенческого типа.
(более подробно о практической части здесь)
Слайд 23 Вывод по практической части
Из теста видно, что постепенно идет
формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях, навык общения и отстаивания
своих позиций.
Конфликты в классе помогают нормально развиваться обществу в целом и в них идет процесс формирования личности, умения отстаивать свои взгляды и интересы, умения находить приемлемое для обоих сторон решение.
Слайд 24Роль педагога во время конфликтной ситуации в классе
не должен оказывать
давление на конфликтующие стороны;
не должен допускать психологического или физического
давления, дискриминации или бойкотирования одной конфликтующей стороны на другую;
может предлагать сторонам способы решения конфликта, оставляя право выбора за участниками конфликта;
Слайд 25Перспективы использования материалов этого проекта
Материалы этого проекта могут быть использованы
в качестве учебного пособия для:
учителей, работающих с классами, где
часто происходят конфликты;
учеников, в качестве учебного пособия для выявления и решения конфликтов.
Слайд 26Вывод
Конфликты в малой группе позволяют:
гармонично развиваться самой группе;
формироваться здоровым
отношениям;
устраняют дискомфорт и напряжение;
позволяют формироваться характеру и личности
в условиях комуникативности и конкурентности.
для развития класс желательно формировать из людей разных по поведенческим типам, но не допускать количественной доминантности одного поведенческого типа над другим.
Слайд 27Конфликт – это нормальное проявление человеческой комуникативности.
В ходе проведения
работы была использована информация из В ходе проведения работы была
использована информация из интернетаВ ходе проведения работы была использована информация из интернета и литература
Слайд 28Благодарю
старшеклассников гимназии, оказавшим помощь в проведении исследовательской работы,
надеюсь на дальнейшее сотрудничество