Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления
№40 «Снегурочка», г. Сургут
Воспитатель: Войтенко Лилия Наильевна
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область:
Познание.
Непосредственно-образовательная деятельность: Чтение художественной литературы.
Возраст: Подготовительная к школе группа.
Тема: «Лисьи сказки».
Цель: Развитие нравственности средствами устного народного творчества.
Задачи:
Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
Повторить известные детям произведения устного народного творчества (потешки, пословицы, поговорки, сказки) о лисе;
Познакомить с новыми пословицами;
Закреплять умение подбирать пословицы на заданную тему;
Продолжать учить сочинять новые концовки к сказке.
Слайд 2
Образовательная область «Коммуникация»:;
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать
сказки.
Совершенствовать повествовательную речь: умение выразить свою точку зрения, грамматически
правильно строить сложноподчиненные предложения.
Образовательная область «Безопасность»:
Закреплять представления детей о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Дать понятие о нетрадиционной технике рисования – «тиснение»;
Развивать конструктивные навыки в составление образа из частей.
Образовательная область «Социализация»:
Развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, переживать;
Учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание потешек о лисе; разучивание игры «Лиса и Волк»; словарная работа: «пир», «потчевать», «не обессудь», «несолоно хлебала».
Взаимодействие с родителями: совместное творчество – подбор рифмы к слову «лиса».
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: «сказочный ларец», кукла лисы (би-ба-бо), предметы к игре «Угадай сказку»: скалка, домик, рыбка, гусли.
Раздаточный материал: альбомный лист, пластилин, треугольники из картона разного размера (по 5 штук), восковые мелки, маркеры, маски для героев игры-драматизации.
Слайд 3
Ход занятия:
1. Организация занятия.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, я приготовила для
вас ларец.
Весь ларец в веселых красках,
А в ларце, конечно, …
Дети:
- Сказки!
Воспитатель: - Про кого эти сказки? Отгадайте.
Пришла из леса рыжая птичница
Кур пересчитать.
Дети: - Это лиса.
Воспитатель: - Конечно, это лиса. Хитрая она!
Скажите, зачем ей кур в курятнике считать?
Дети: - Она воровать пришла кур из курятника.
Воспитатель: - Правильно, не считать она пришла, а воровать!
Очень она любит курочкой полакомиться, даже пословица есть про это, вспомните.
(«Лиса и во сне кур считает.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
(Педагог приглашает детей подойти к «сказочному ларцу»)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я приготовила для вас ларец.
Весь ларец в чудесных красках,
А в ларце, конечно, …
Дети: Сказки!
Воспитатель: А чтобы узнать про кого эти сказки,
отгадайте загадку: Пришла из леса рыжая птичница
Кур пересчитать.
Кто это?
Дети: Это лиса.
Воспитатель: Конечно, это лиса. (Воспитатель достает из ларца куклу лисы).
Скажите, зачем ей кур в курятнике считать?
Дети: Не считать она пришла, а кур воровать.
Очень любит курочек покушать.
Считает, сколько курочек украсть, чтобы наестся.
Курочка даже снится лисе.
Воспитатель: Правильно, даже пословица об этом есть. Вспомните.
Дети: «Лиса и во сне кур считает».
Воспитатель: Во всех сказках лиса кого-нибудь обмануть пытается. Кого?
Дети: Колобка, петушка, волка.
Людей: кого перехитрит, у кого что-нибудь украдет.
Слайд 4
Воспитатель: А если бы не знали, сколько натворила лиса, смогли
бы вы по ее внешнему виду понять, что она задумала
плохое?
Дети: Нет, на вид она очень красивая и хорошая.
На вид она ласковая и добрая, а сама обманывает и ворует.
Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей и доброй, а поступки совершает плохие и злые.
Воспитатель: Ребята, вспомните потешку о лисе, которую мы учили.
(Дети рассказывают выученную при предварительной работе потешку).
Лиса, лисонька, лиса.
Лиса - рыжая краса.
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке.
В огороде, в уголке.
Как бы в крынку влезть?
Как бы масло съесть?
Воспитатель: Илья, расскажи нам, пожалуйста, потешку, которую ты сочинил дома с мамой. (Илья А. рассказывает потешку собственного сочинения).
Лиса, лисонька, лиса.
Где была моя краса?
Я у берега была,
Обманула волка я.
Слайд 5
Воспитатель: Молодец, Илюша. Вот какая хитрая лиса, даже сами
сказки о ней бывают хитрые, с обманом: (дети садятся на
стулья, воспитатель показывает лису, на интерактивной доске - изображение леса).
Рассказать вам про лису?
А она уже в лесу!
(воспитатель прячет куклу за доску)
Воспитатель: Вот и сказка закончилась.
Как вы думаете, почему?
Дети: Лиса в лес убежала.
Спряталась в лесу.
Воспитатель: Лиса попыталась нас перехитрить, а вы догадались, что слова, звучат одинаково, а значение у них разное. Что такое лес?
Дети: Место, где растут деревья.
Воспитатель: А лиса?
Дети: Лиса - это животное.
Воспитатель: Остроумная сказка, хоть и короткая. Но в моем ларце и другие сказки есть. Поиграем в игру «Угадай сказку»: я буду доставать из ларчика разные предметы, а вы называть их и угадывать, из какой они сказки, и «волшебным пером» показывать соответствующую иллюстрацию на доске. Не забывайте, что эти сказки должны быть обязательно про лису. (На интерактивной доске иллюстрации к сказкам: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и Волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»).
Слайд 6
Воспитатель: Закрываем крепко глазки (воспитатель достает из «ларца» скалочку, дети
открывают глаза).
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это скалочка.
Она из сказки «Лисичка со скалочкой».
Воспитатель: Покажите иллюстрацию к этой сказке.
(Илья обводит выбранную им иллюстрацию).
Воспитатель: Правильно ли выбрал Илья картинку?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: Кого обманывала лиса в этой
сказке?
Дети: В этой сказке лиса обманывала людей.
Воспитатель: Вспомните песенку лисы, на
что она поменяла скалочку?
Дети: Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусочку.
Слайд 7
Воспитатель: Молодцы. Следующая сказка.
Закрываем крепко
глазки (воспитатель достает из «ларца» рыбку).
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это рыбка.
Из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Ребята, вспомните задание,
сказка должна быть обязательно про лису.
Будьте внимательны!
Дети: Это сказка «Лиса и волк».
Воспитатель: Правильно, покажите иллюстрацию к этой сказке.
(Катя обводит указкой выбранную ею иллюстрацию).
Воспитатель: Правильно ли выбрала Катя картинку?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: Подберите пословицу к этой сказке.
Дети: «Лиса семерых волков проведет».
Слайд 8
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в народную игру
«Лиса и Волк».
(Дети стоят в кругу, взявшись за руки, в
середине круга двое детей - Лиса и Волк).
Волк шел стороной, (Дети идут по кругу, Лиса и Волк
Лиса — улицей. прогуливаются внутри круга
Волк пел петухом, каждый своей походкой).
Лиса — курицей. (Лиса бежит за Волком (катается в
Волк санки купил, санках), взяв его за обе руки).
Лису в санки посадил. (Дети останавливаются, делают
Не доехал до села — «воротики», Лиса отпускает руки
Лиса выскочила! Волка и убегает от него, Волк ее
(Игра повторяется 2 раза). догоняет).
Воспитатель: Вот какие лиса и волк ловкие, а теперь, ребята, вместе с ними садитесь на стулья.
Слайд 9
Воспитатель: Закрываем крепко глазки (воспитатель достает из «ларца» гусли).
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это гусли.
Музыкальный инструмент.
Воспитатель: Правильно, а из какой сказки?
Дети:
Из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Воспитатель: Покажите иллюстрацию к этой сказке.
(Артем обводит «волшебным пером» выбранную им
иллюстрацию, она высвечивается ярче других).
Воспитатель: А кто играл на гуслях?
Дети: Кот играл на гуслях, чтобы выручить петушка из
беды.
Воспитатель: Почему кот выручал петуха из беды?
Дети: Потому что кот и петух - настоящие друзья.
Потому что петуха могла съесть лиса.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какая пословица
выражает главную мысль сказки?
Дети: Друг познается в беде.
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Эта пословица о дружбе.
О том, что настоящий друг всегда придет на помощь.
О том, что друг в беде не бросит.
Слайд 10
Воспитатель: Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Дети: Не
имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Добро потерял –
новое наживешь, друга потерял - уже не вернешь.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу не разрубишь и топором.
Воспитатель: Много пословиц о дружбе вы знаете.
Закрываем крепко глазки (воспитатель достает из «ларца» домик).
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это домик из сказки «Теремок».
Воспитатель: А еще какую сказку можно вспомнить,
посмотрите внимательно на иллюстрации.
Дети: Можно вспомнить сказку «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Выберите «волшебным пером» иллюстрации на доске.
(Лена и Илья по очереди выбирают картинки к названным сказкам).
Слайд 11
Воспитатель: Посмотрите, ребята, осталась одна иллюстрация к сказке. Скажи, Лена,
из какой сказки?
Лена: Это сказка «Колобок»
Воспитатель: Правильно, посмотрите, вот и
сама
лисичка: сидит возле пенька и с колобка глаз не сводит,
только хвостиком помахивает.
Что вы скажете колобку?
Дети: (грозят пальцем)
Не верь лисе, она хочет съесть тебя!
Берегись, колобок, съест тебя лиса!
Лиса только притворяется ласковой.
Воспитатель: Молодцы, есть такая пословица:
«Во рту медок, а в уме – холодок», как вы ее понимаете?
Дети:
Это, когда во рту сладко, а в голове – холодно.
Слова сладкие, хорошие, а мысли – холодные, плохие.
Воспитатель: Да, правильно. Скажите, а можно ли так сказать про лису и почему?
Дети:
Можно, потому что лиса говорит колобку сладким голосом, а сама хочет съесть его.
Да, притворяется добренькой, а сама злая.
Слайд 12
Воспитатель: Правильно, ребята. В жизни, как и в сказке, есть
такие люди, как лиса, с виду красивые, а на самом
деле хитрые и лживые. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила. Какие?
Дети: Никогда не уходить с чужими людьми, не разговаривать, не отвечать на вопросы.
Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
Не уходить одним гулять, не отходить от родителей на улице.
Воспитатель: И главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать. Этому и учат нас сказки, недаром говорится «Сказка - ложь, да в ней намек».
Посмотрите, уже весь стол занят предметами из сказок про лису, а в ларчике еще одна сказка есть, в которой лисе на ее хитрость другой хитростью ответили: как аукнулось, так и откликнулось. Догадались, о какой сказке я говорю?
Дети: Да. Это сказка «Лиса и журавль».
Воспитатель: О чем эта сказка?
Дети: Эта сказка о том, как Лиса подружилась с Журавлем.
Воспитатель: Я приглашаю вас в сказку.
Все девочки будут лисичками, а мальчики - журавлями.
А сказку нам расскажет - Ульяна.
Произнесите волшебные слова:
«1, 2, 3, вокруг себя обернись и в сказке окажись». (Дети произносят слова, надевают маски. Ульяна рассказывает сказку с опорой на модели. Дети – герои одновременно обыгрывают ее (эмоции, движения)).
Слайд 13
Дети: Потому что Лиса задумала обмануть Журавля: покушать и дома
и в гостях, а самой не угощать гостя.
Потому что Лиса
не подружиться хотела, а обмануть Журавля.
Воспитатель: Какой урок преподал Журавль лисе?
Дети: Журавль ответил ей тем же.
Сам наелся, а лиса ушла несолоно хлебавши.
Воспитатель: Была ли это настоящая дружба?
Дети: Нет, так настоящие друзья не поступают.
Воспитатель: Какой пословицей заканчивается сказка?
Дети: Как аукнулось, так и откликнулось!
Воспитатель: Как вы понимаете эти слова?
Дети: Как Лиса угостила Журавля, такое угощение и сама получила.
Как ты будешь относится к друзьям, так и они к тебе.
Если ты будешь обижать друзей, то и от них добра не жди.
Воспитатель: Какие грустные, обиженные лисички и журавлики. Почему же не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
Слайд 14
Воспитатель: А какую еще пословицу можно подобрать к концовке сказки?
Дети:
Что посеешь, то и пожнешь. Какой привет, такой и ответ.
Воспитатель: А хотели бы вы их помирить? Что для этого нужно?
Дети: Нужно, чтобы лиса стала доброй, щедрой, ласковой.
Себе положила бы кашу в тарелочку, а журавлю – в кувшин. (Показывают).
Воспитатель: Покажите в каком настроении ушел журавль от лисы?
Воспитатель: Как угостил журавль лису?
Дети: Журавль угостил лису из тарелки, а сам поел из кувшина.
Воспитатель: Какое настроение стало у лисы? Покажите.
Воспитатель: Какие вы радостные и довольные.
Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?
Дети: Стали лиса и журавль дружить.
И в гости к друг другу ходить. (Дети взялись за руки - подружились).
Воспитатель: Скажите, что же лучше - ссориться или дружить?
Дети: Дружить лучше, чем ссориться.
Воспитатель: Произнесите волшебные слова, возвращаемся в группу:
«1, 2, 3, вокруг себя обернись и в группе окажись». (Дети произносят слова).
Слайд 15
Воспитатель: Сегодня мы лисьи сказки вспоминали, а теперь я вам
предлагаю нарисовать лису. Мы сегодня познакомимся с новой техникой рисования
- «тиснение». Присаживайтесь за столы. (Дети садятся).
Посмотрите, что я для вас приготовила.
Дети: Треугольники.
Воспитатель: Из них на листе нужно сложить фигуру лисы. А чтобы детали не двигались, их надо прилепить к листу маленькими кусочками пластилина.
(частичный показ).
Воспитатель: А теперь возьмите альбомный лист, приложите, совмещая углы. Чтобы не двигался, не забывайте придержать его левой рукой. Возьмите восковой мелок, положите его боком на альбомный лист, с небольшим усилием проведите им по бумаге. Это техника и называется «тиснение», то есть образ лисы вытесняется, появляется на бумаге. Чего не хватает на нашем рисунке?
Дети: У лисы нет глаз, рта, носика, лапок.
Слайд 16
Воспитатель: Дорисовать можно маркерами.
(Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает
помощь при возникновении затруднений).
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились
замечательные лисички, а из какой они будут сказки, подумайте, может вы придумаете свою сказку. Дома вы сможете дорисовать ваши работы, а затем из них мы оформим выставку «Лисьи сказки».