Слайд 1Детско-родительские взаимоотношения
Выполнила: Воспитатель
Мухамедова З.Ф..
Слайд 2
движущие силы развития ребенка
ПОТРЕБНОСТЬ
БЫТЬ ЛЮБИМЫМ
СТРАХ
ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ
Слайд 3Принятие даёт чувство защищённости, принадлежности, идентичности, оно обеспечивает выживание, внутрисемейные
и внутриличностные качества. Принятие является основой позитивного мироощущения формой и
доминирующей открытой коммуникативной позиции - доверия.
Принятие даёт чувство защищённости, принадлежности, идентичности, оно обеспечивает выживание, внутрисемейные и внутриличностные качества. Принятие является основой позитивного мироощущения формой и доминирующей открытой коммуникативной позиции - доверия.
Основная функция семьи
ПРИНЯТИЕ
даёт чувство защищённости, принадлежности, идентичности,
оно обеспечивает выживание, формирование внутрисемейных и внутриличностных качеств.
является основой позитивного мироощущения доминирующей открытой коммуникативной позиции – базового доверия.
Противоположная реакция - ОТВЕРЖЕНИЕ
Слайд 4ПРИЧИНЫ ОТВЕРЖЕНИЯ
психическая незрелость матери,
неустойчивость эмоционального состояния, невроз;
нежелательная беременность,
отсутствие у самой
матери (отца) любви в её детстве,
чрезмерная опека в детстве,
сходство
ребёнка с ненавистными для матери
(отца)людьми,
недовольство мужа,
желание удержать мужа (жену), привязывая его ребёнком,
несовместимость с мужем (женой), подчинение ему,
рождение ребёнка ради материальной выгоды .
Слайд 5семья
В благополучной семье созданы условия для полного удовлетворения всех
потребностей каждого члена семьи.
Неблагополучной считают такую семью,
в которой
нарушена структура,
обесцениваются или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Слайд 6Родительские роли
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ ОДНОГО с ребенком ПОЛА научить нас любить
— любить себя и давать любовь.
РОДИТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
должен
научить позволять любить себя и принимать любовь .
Слайд 7ТИПЫ СЕМЕЙ
2 ГРУППЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ:
1 ГРУППА-
СЕМЬИ С ЯВНОЙ (ОТКРЫТОЙ) ФОРМОЙ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:
конфликтные семьи,
проблемные семьи,
асоциальные,
аморально-криминальные,
семьи с недостатком
воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2 ГРУППА – ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ
(внешне респектабельные) СЕМЬИ,
образ жизни которых не вызывает беспокойства общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими ценностями,
что влияет на воспитывающихся в этих семьях детей .
Слайд 8
ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 9ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 10ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 11ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 12ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 13
ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 14ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 15ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 16ТИПЫ ВНУТРЕННЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Слайд 174 этапа современной социализации
Большинство детей переживают четыре следующих этапа:
1‑й этап
— познание радости существования, бытия самим собой;
2‑й этап — страдание
от того, что быть самим собой нельзя (ТРАВМА);
3‑й этап — период кризиса, бунт;
4‑й этап — чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые (МАСКА).
Слайд 18Источником нашего благополучия должно быть
ТО, ЧЕМ МЫ САМИ ЯВЛЯЕМСЯ
И ЧТО ДЕЛАЕМ,
а не похвалы, благодарности, признательность и поддержка
со стороны других людей.
Истинная причина нашего рождения в определенной семье или нашего притяжения к людям с такой же травмой, как и у нас, заключается в том, что с самого начала нам нравится, когда другие похожи на нас.
Но проходит время, и мы начинаем замечать недостатки других, мы уже не принимаем их такими, какие они есть. И пытаемся изменить их, не понимая, что то, чего мы не принимаем у других, составляет часть нас самих, только мы не хотим этого видеть, так как боимся необходимости перемен.
Слайд 19СЕМЬИ С НАРУШЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
НАРУШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
СТРЕМЛЕНИЕ СОХРАНИТЬ
СУЩЕСТВУЮЩУЮ (даже неудовлетворяющую) СИСТЕМУ (ОТНОШЕНИЯ) ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ (даже ценой собственных
интересов) - СТРАХ РАЗРЫВА ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ).
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ХАРАКТЕР ЖИЗНИ (ЧЕРЕДОВАНИЯ ПЕРИОДА «ПОКОЯ» (ОТКАЗА ЧТО-ЛИБО МЕНЯТЬ) И «ВЗРЫВОВ» (СТРЕМЛЕНИЕ ВСЕ РАЗРУШИТЬ)
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СТРАХОВ И НЕВЫСКАЗАННЫХ ОЖИДАНИЙ.
Слайд 20ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ
СОЗАВИСИМОСТЬ – ЭТО
НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ,
связанное
с полной поглощенностью
управлением
поведением и жизнью другого (зависимого) человека
и
ОТСУТСТВИЕМ заботы об
УДОВЛЕТВОРЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Слайд 22ОПРЕДЕЛЕНИЕ
психологической территории
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ – это:
Система представлений о себе (
какой Я, плохие и хорошие качества, внешность и т.д.);
Представления о
своем месте в мире, социуме;
Потребности, желания, стремления, цели и представления о способах их достижения.
Представления о собственных возможностях.
Система правил и принципов, по которым строится взаимодействие с социальной средой .
Способы и стиль взаимодействия с людьми.
Система жизненных установок (смысл жизни и событий, ответственность и вина, любовь и одиночество, свобода и зависимость, способность делать выбор и творчество и т.д.).
Право создавать идеи и выбирать способ их реализации.
Обладание физической территорией и вещами.
Слайд 23ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК (по Картману)
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
ЖЕРТВА
СПАСАТЕЛЬ
Слайд 255 «языков» любви (по Г. Чепмену)
ПЯТЬ ВИДОВ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ:
ПРИКОСНОВЕНИЯ;
СЛОВА
ПООЩРЕНИЯ (ободрения, одобрения, добрые слова) – вербальные и невербальные символы,
умение поставить себя на место другого;
ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ (не просто знак внимания, это своеобразный договор, скрепляющий дружбу, партнерство или супружество);
«КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ» - обмен чувствами и эмоциями по поводу пережитого события(совместные занятия, беседа, в которой человек может раскрыться, совместные игры, развлечения, досуг) – близость + сфокусированное внимание);
АКТЫ СЛУЖЕНИЯ (забота, помощь и общественный труд) - необходимо время, усилия, правильное понимание и исполнение желаний своего партнера. Если человек умеет ценить сделанное для него и сам готов трудиться для другого, бескорыстно отдавая свои силы и время, это говорит о высокой личностной зрелости.
Слайд 26РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ
(ПО Гоулдингам)
РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ
- ЭТО СКРЫТОЕ ПРИКАЗАНИЕ,
неявно
сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет
наказан.
Наказание будет не явным, а косвенным — СОБСТВЕННЫМ ЧУВСТВОМ ВИНЫ ПЕРЕД РОДИТЕЛЕМ, давшим эту директиву.
Истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи.
Поскольку именно исполняя директивы,
он чувствует себя «хорошим».
Слайд 27
«НЕ ЖИВИ»
Фразы: «Когда ты родился, нам пришлось очень трудно», «Никто
нам не помогал с твоим воспитанием, мы работали, а тебя
надо было кормить и водить в детский сад» или «Если бы не твое рождение, мама смогла бы стать хорошей актрисой». «Ты будешь слушаться? Мне не нужен такой непослушный ребенок!». «Уйди с глаз моих, одни проблемы с тобой».
Смысл: «Мама не хочет меня видеть. Лучше бы я умер, это избавит от всех проблем».
Последствия: став взрослым, ребенок не может реализовать свои способности в разных сферах жизни. Потому что привык думать в детстве «Без мамы я — ничто».
Слайд 28«Не будь ребенком»
Фразы: «Что ты ведешь себя, как маленький», «Ты
уже большая, чтобы так поступать», «Ты — моя единственная опора».«Ну,
вот. Ты, оказывается, ничего сам не умеешь делать. Пора бы тебе становиться самостоятельнее».
Смысл: Человек, получивший от родителей этот приказ, в детстве все время пытается «подрасти» -жить взрослой жизнью.
Последствия: став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои «детские» желания и потребности.
Слайд 29«НЕ РАСТИ»,
«ОСТАВАЙСЯ МАЛЕНЬКИМ»
Фразы: «Детство — самая счастливая пора жизни,
не торопись взрослеть», «Играй, пока маленький, вот подрастешь...», «Мама тебя
никогда не бросит», «Еще успеешь…».
Смысл: «Оставайся маленьким». «Хорошо, я останусь маленьким и беспомощным, если этого так хочет мама» .
Последствия: инфантильность во всех сферах жизни.
Слайд 30«Не думай»
Фразы: «Не умничай!», «Не уходи в абстракции», «Зачем тебе
забивать себе голову всякой ерундой? Подумай лучше о том, что
я тебе говорю», «много думать вредно»…
Смысл: «Не рассуждай, а делай»
Последствия: став взрослым люди совершают необдуманные поступки и потом удивляются, как они могли это сделать; не способны обдуманно решать трудные проблемы.
Слайд 31«Не чувствуй»
Фразы: «Не дрожи от холода, ты же мужчина», «Не
сахарный — не растаешь», «Большие мальчики не плачут», «Как ты
можешь бояться собаку, она не кусается», «Потерпи, это – не больно»…
Смысл: «показывать эмоции — это плохо, чувствовать — нельзя»
Последствия: равнодушие, или бессердечие, неспособность проявить эмоции. В силу своей низкой чувствительности такие люди нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны «запускать» болезни.
Слайд 32«Не достигай успеха»
Фразы: «Мы сами не могли получить высшее образование,
но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты
закончила институт»; «я закончил школу на тройки, и ничего – в люди выбился», «Не делай этого, у тебя ничего не получится, и тебе будет плохо» …
Смысл: «достигать успеха — это приносить родителям несчастья и зависть».
Последствия: став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что все, во что он вкладывает свои силы, неожиданно рушится по не зависящим от него обстоятельствам.
Слайд 33«Не будь лидером»
Фразы: «не лезь», «не высовывайся», «будь, как все»…
Смысл:
«Зачем давать повод для злословия и зависти другим людям?»
Последствия: уход
от любой ответственности, став взрослыми, люди боятся играть ведущую роль, теряются при публичных выступлениях, пожизненно ходят в подчиненных на работе и дома, отказываются просить то, что хотят.
Слайд 34«НЕ ПРИНАДЛЕЖИ»
Фразы: «Ты у меня такой застенчивый, такой трудный, такой
ранимый …», «Ты не такой, как все»…
Смысл: «Не принадлежи никому,
кроме меня, ведь ты — исключительный».
Последствия: Став взрослым, такой человек, чувствует себя чужим среди людей, и поэтому другие часто несправедливо считают его нелюдимым и замкнутым.
Слайд 35«Не будь близким»,
«не доверяй»
Фразы: «Никому не доверяй, все люди
обманщики», «Верь только мне (родителю)»; «Семья никогда не предаст»…
Смысл: «Любая
близость опасна, если это не близость со мной»; «Весь мир опасен, и никому нельзя доверять»
Последствия: став взрослым, такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей в предательстве. У него будут трудности в эмоциональных и сексуальных отношениях. .
Слайд 36«НЕ ДЕЛАЙ»
Фразы: «Не трогай кошку — поцарапает»; «Не лазай по
деревьям — упадешь»; «Не катайся на роликах — разобьешься»…
Смысл:
«Не делай сам, это опасно. Подожди меня».
Последствия: став взрослым, человек боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, а что делать никак нельзя, он испытывает трудности в начале каждого нового дела.
Слайд 37«Не будь самим собой»
Фразы: «Будь похожим на...», «Стремись к идеалу»,
«Почему Анечка (Петенька) это может, а ты — нет?», «Вот
Диночка уже шьет и вяжет, а ты до сих пор пуговицу пришить не можешь». «Жалко, что ты не мальчик, а то...», «Да, не тот у меня ребенок родился»…
Смысл: «Стань другим, и я тебя буду любить».
Последствия: комплексы неполноценности и превосходства в чистом виде. Став взрослым, человек все время хочет быть похожим на кого-то другого. Про таких людей еще говорят, что они слишком критичны к себе.
Слайд 38«Не чувствуй себя хорошо»
Фразы: «Надо же, ты такой слабенький, а
смог прогулять 2 часа»; «Удивительно, что при такой температуре этот
ребенок еще ухитряется делать уроки».
Смысл: «Болезнь — это хорошо и правильно, так как позволяет чувствовать себя хорошим».
Последствия: став взрослым, человек привыкает к тому, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его поступка. Так зарабатывается комплекс больного.
Слайд 39ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ (по Харрису)
Слайд 41ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА
РЕБЕНОК
РОДИТЕЛЬ
ВЗРОСЛЫЙ
РОДИТЕЛЬ
ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК
Слайд 42Травмы и маски (по Лиз Бурбо)
На протяжении третьего и четвертого
этапов мы создаем в себе НОВЫЕ ЛИЧНОСТИ — МАСКИ,
которые служат нам для защиты от боли, испытанной на втором этапе.
Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу .
Травмы (в хронологическом порядке) :
ОТВЕРГЛИ
ПОКИНУЛИ
УНИЗИЛИ
ПРЕДАЛИ
Были НЕСПРАВЕДЛИВЫ
Слайд 44Общечеловеческие ценности
АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ;
2. ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое);
3. ИНТЕРЕСНАЯ
РАБОТА;
4. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА;
5. ЛЮБОВЬ (духовная и физическая близость
с любимым человеком);
6. МАТЕРИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ (отсутствие материальных затруднений);
7. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ;
8. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. ПОЗНАНИЕ (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. СВОБОДА как независимость в поступках и действиях;
11. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ;
12. ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности).
13. РАВЕНСТВО.
14. ОБРАЗОВАНИЕ.
15. МИР И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Слайд 46ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОЙ КОЛОНКИ:
У кого вы переняли определенное убеждение (у
отца, у матери, у учителя или у друга).
Если вы
к какому-то убеждению пришли сами на основе опыта, укажите это.
Слайд 47ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОЙ КОЛОНКИ:
Кто больше всего повлиял на формирование моих
убеждений?
От кого исходят убеждения, в которых я сегодня сомневаюсь или
которые я не принимаю?
Существуют ли значимые для меня люди, от которых я не перенял ни одного из перечисленных убеждений?
Слайд 48ВОПРОСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ КОЛОНКИ (каким образом вы переняли каждую ценность):
1.
была ли она вам привита авторитетным лицом.
2. была ли
она присуща тому, с кого вы брали пример.
3. вы случайно либо осознанно, но самостоятельно пришли к этому убеждению.