Слайд 1Словестные игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Подготовила:
Учитель – логопед
Анастасия Родионовна Галиулина
Слайд 2Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его
использование.
Слайд 3Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях
и предложениях.
Слайд 4 В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей,
необходимо вести следующую работу:
Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже;
употреблять
существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА;
употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа;
употреблять форму мн. числа существительных в родит. падеже (бабочек, матрешек);
совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; употреблять сущ. в именит. и родительном падежах (лисята-лисят, зайчата-зайчат);
Слайд 5употреблять формы повелит. наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать);
Учить согласовывать сущ.
с числительными (два яблока, пять яблок);
сущ.
с прилагат.;
знакомить детей с разными способами словообразования слов с помощью приставок и суффиксов.(город-пригород, сахар- сахарница, учить-учитель); продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу).
Учить образовывать сравнительную и превосходную степени имен прилагательных (например,от прилагат. «высокий»: ВЫШЕ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ, ВЫСОЧАЙШИЙ, САМЫЙ ВЫСОКИЙ, ВЫШЕ ВСЕХ);
учить образовывать однокоренные слова;
Слайд 6Дидактические игры и упражнения,
способствующие формированию лексико – грамматического строя
речи.
Слайд 7 «Загадки Зайца»
Цель:
научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь.
«Длинная, красная
(морковь). Зеленый, длинный (огурец).
Круглый, красный (помидор). Зеленая, круглая (капуста)»
Слайд 8 «Один - много»
Цель: научить образовывать
существительные множественного числа.
Например: яблоко – яблоки, банан – бананы
и др.
Слайд 9
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Например: сарафан – сарафанчик носки – носочки и т.д.
Слайд 10
«Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация
словаря.
/Рассказ об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими
полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми»./
Слайд 11 «Чего не хватает?»
Цель: развитие у
ребенка целостного восприятия предмета.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки
и спросить без чего гусь, машина, часы, воздушный шарик, флажок.
Слайд 12«Желтые овощи и фрукты»
Цель: учить составлять словосочетания.
Слайд 13 «Где гусеница?»
Цель: формирование навыка понимания
предложных конструкций.
Скажи и покажи, где находится
гусеница на каждой из этих картинок.
Слайд 14 «Что нарисовано на этой страничке?»
Цель: расширить и активизировать словарь.
Дети должны рассказать, для
чего нужны эти предметы, как ими пользоваться, из чего они сделаны.
Слайд 15 «Спорт»
Цель: образование существительных мужского
и женского рода, обозначающих людей, занимающихся разными видами спорта.
Слайд 16 «Музыканты»
Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей,
играющих на разных музыкальных инструментах.
Слайд 17 «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных
в творительном падеже.
Предложите ребенку накормить животных и тем самым
вспомните, кто, чем питается. Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища.
Слайд 18
«Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Выбрать
и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр.
«Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?»
Слайд 19 «Что лишнее?»
Цель: закрепление фруктов и овощей, уточнить
их названия, цвет, форму, упражнение на классификация, развитие логического мышления.
Слайд 20 «Сосчитай воробьев»
Цель:
учить согласованию существительного с числительным.
«Сколько здесь воробьев?» Посчитать
воробьев, следя за правильностью речи.
Слайд 21 «Столовая»
Цель: расширить
словарь по теме, активизировать речь.
«Какую посуду нужно поставить для
завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.
Слайд 22 «В гостях у куклы Оли»
Цель: уточнить название предметов
мебели, ее назначение.