Слайд 1Костюмы народов,населяющих Ямал
Выполнила:Дедова А.Ю.,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад№8 «Теремок»
г.Салехард
Слайд 2Предисловие
Народы, проживающие на Ямале, можно условно разделить на коренные и пришлые. К коренным относятся
те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы,
ханты, манси, селькупы, энцы и некоторые другие. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы, коми-зыряне, поляки и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет с конца Х VI по конец ХХ века. Это были купцы, служащие и чиновники, священники и учителя, геологи и ученые. Особенно бурный наплыв пришлых народов произошел во второй половине ХХ века, когда на Ямале были открыты богатые нефтяные и газовые месторождения.
Сейчас культуры коренных и некоренных народов во многом перемешались (вспомни слова местных народов, которые ты употребляешь каждый день). Ненцы, ханты, манси изучают русский язык, поскольку это официальный государственный язык огромной страны, частью которой является их родина. Однако это не означает, что коренные народы должны забыть свой родной язык и культуру, а приехавшие сюда — не должны знать культуру, обычаи, нравы местных жителей. Ведь в конце концов, мы все живем на этой земле и просто обязаны знать ее законы — как природные, так и человеческие. А человеческие законы можно узнать, только изучая культуру народа — предания, легенды, сказки, мифы, рассказы и повести писателей Севера. Именно об этом и пойдет речь в учебнике, который для вас, юные ямальцы, создан впервые.
Но прежде всего , получить самые первые, элементарные сведения о народе, культуру которого изучаешь. На уроках истории ты узнаешь более подробно о происхождении и историческом развитии северных народов, мы же напомним самое главное.
Слайд 3
На Ямале проживают следующие коренные северные народы:
Ненцы . Сами себя ненцы
называют ненэй ненэць' (буквально — ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць' близко по звучанию к
русскому звуку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера — его численность достигает 35 тысяч человек.
В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков.
Ханты . Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасокском районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название — остяки.
Манси . Численность этого народа — около 8 тысяч человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название — вогулы.
Ханты и манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют еще обскими уграми — поскольку они жили вдоль Оби. Языки ханты и манси относятся к угорской группе уральской семьи языков.
Селькупы (остяко - самоеды) — народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий 1,5 тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков.
Вышеперечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживанием на территории, примыкающей к Полярному кругу.
Слайд 4
Особое место среди народов Ямала занимают татары . Их на Ямале около
27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно
помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.
Теперь приведем данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленны коми (устаревшее название — зыряне ) — 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков.
Как видим, коренные народы немногочисленны (всего в округе проживает более полумиллиона человек; высчитай сам, какой процент от общего населения составляют коренные народы), но они обладают очень интересной и своеобразной культурой. Ученые до сих пор спорят о том, всегда ли эти народы жили в Приполярье либо же пришли с юга, из предгорий Алтайских гор. Но более интересным представляется тот факт, что языки этих народов принадлежат к уральской семье языков (аналогично тому, как существует славянская семья языков). Изучая языки наших народов, ученые-лингвисты пришли к выводу, что народы Ямала имеют близких родственников, живущих в Европе. Это в первую очередь финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы. Поэтому исследователями культуры и языка народов Ямала были, наряду с русскими, финны и венгры. Наиболее известным из этих исследователей в Х I Х веке был финский ученый-этнограф (этнография — наука, изучающая быт и нравы народов) Матиас Александр Кастрен (1813–1852), он дал систематическое описание самодийской группы языков, к которой относится и ненецкий язык. Венгерский исследователь Антал Регули (1819–1858) описал языки манси и ханты. В ХХ веке русские ученые Георгий Прокофьев(1898–1942) и Григорий Вербов (1913–1943) написали и издали первую азбуку, самоучитель ненецкого языка и ненецко - русский словарь.
Слайд 5Ненцы
Женская парка распашная, может быть мехом вверх и вниз. Верхнюю
часть делают из телячьих шкурок с гладким ворсом. К парке
пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, вполненными в технике меховой мозаики. Осенне-летняя одежда северных ханты как и у ненок ы– ягушка и по своему покрою выглядит также как и зимняя, но выполняется из сукна.
Пимы – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - это очень удобная при долгой ходьбе обувь, тёплая и лёгкая. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу.
Ненецкая женская зимняя одежда встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделкой. Женская верхняя зимняя одежда (русское название на западе — паница, за Уралом — ягушка), в отличие от мужской, имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, которые различаются как покроем, так и характером украшений и отделкой.
Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов пояс завершается кистями.
Сидор – головной убор, который шьют обычно из красного сукна и украшают бисером, сидор служит нарядным дополнением к костюму. Женщины-ненки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи.
Слайд 7Ханты
Одежда хантов была и покупной, и самодельной. Покупная одежда бытовала
у салымских хантов очень давно, ее привозили и продавали купцы.
Самодельная одежда шилась из крапивного или льняного холста, оленьих шкур. В хантыйской традиционнойодежде много вышивки шерстяными нитками и бисерного плетения.
Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Шили ее из шкур, сукна,бумажных тканей.
Женская одежда. Нижняя поясная одежда - пояса из кожи или бересты. Плечевая одежда - рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста. Важный элемент женского костюма - головной убор. Это и покупные цветастые платки, и "татарские" косынки, и налобные повязки.)
Была распространена и особая дорожная одежда - гусь - из оленьих шкур мехом наружу. Без разреза спереди, с капюшоном, иногда с пришитыми рукавицами.
Летней женской одеждой у хантов обычно служила изношенная зимняя одежда или одежда, сшитая из сукна и бумажных тканей, по покрою и украшениям примерно такая же, как и зимняя.
Традиционным украшением летней одежды северной группы хантов была аппликация из цветных тканей, имитирующая меховую мозаику зимней одежды.
Летняя одежда манси, сшитая из сукна, отличалась иным покроем: ее делали без боковых полотнищ или клиньев, стан одежды кроился вместе с рукавами из одного полотнища сукна, перегнутого по поперечной нитке.
Характерной особенностью одежды восточной группы хантов были воротники, ластовицы и обшлага, сделанные из другого материала.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника.
Женская суконная одежда южных хантов отличалась от одежды хантов северной и восточной групп покроем спинки, которая кроилась в талию; по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки. Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол.
В прошлом у хантов и манси мужская одежда по покрою совпадала с женской и была распашной
Слайд 19Селькупы
Одежда мужчины состояла из рубахи и штанов. Штаны делались из
ровдуги.
Характерной зимней одеждой северных селькупов была парка (паргы), открытая спереди
шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу.
В сильные морозы поверх парки надевался сакуй (соккы), по своему покрою не отличающийся от ненецкого совика (глухой одежды из оленьих шкур, мехом наружу, с пришитым капюшоном). Сакуй, заимствованный селькупами от ненцев, бытовал только как мужская одежда. Парку носили и мужчины и женщины.
Женщины носили платье.
Зимняя обувь северных селькупов - пимы (пемы), головки которых шили из камусов, а голяшки из сукна. Вместо чулка служила расчёсанная трава (осока), которой оборачивали ступню. Траву эту собирали пучками, сушили, разминали руками и расчёсывали гребнем. Летом носили равдужную обувь и русские сапоги.
Шапку укы в виде капора делали из "пешки" (шкурки новорождённого телёнка), песцовых и беличьих лапок, из шкурок с шеи гагары. Повсеместно распространённым головным убором у мужчин и женщин был платок, которой носили в виде косынки или тюрбана. Летом мужчины носили платок, повязав под подбородком или свернув жгутом, либо обвязывали вокруг головы.
Рукавицы нопы северные селькупы шили из камусов мехом наружу.
Одежда была очень бедна орнаментом. На ней не имелось ни меховых вышивок, ни бисерных украшений. У мужчин единственным украшением в одежде был пояс, который делали из кожи и украшали металлическими бляхами. К нему подвешивался на цепочке нож в ножнах, украшенных орнаментом.
У южных селькупов ещё в XIX веке широкое распространение получила одежда русского покроя. Национальный покрой сохранила только одежда, которую шили из шкур.
Слайд 21Коми-зыряне
Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дором), длиной до
колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества,
нижнюю (мыг) из более грубого (с конца XIX начала XX в. из пестряди или фабричных тканей). В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный - косоклинный. Его еще называли шушуном, китайкой, клинником, штофни-ком, дубасом, пестрядинником.
Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем. В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки - прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запои - передник без нагрудничка (будничные запоны - из пестряди, праздничные - из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами).
Одежду подпоясывали различными поясами. Праздничная одежда зажиточных женщин - парчовая безрукавка - коротенька, бросток. Верхняя женская одежда по крою и материалу похожа на мужскую. Для работ на открытом воздухе надевали сукман прямого или приталенного покроя. Носили женщины и холщовый кафтан - шабур. Шубы (пасъ) шили из дубленых овчин. В сильные морозы поверх шубы надевали зипун и подпоясывали кушаком. Богатые ижемки имели шубы из цветного бархата или атласа на беличьем или лисьем меху, с меховой опушкой.
Женские головные уборы отличались большим разнообразием: мягкие, типа чепцов, и на твердой основе. Почти все девичьи уборы представляли собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Женщины разных возрастов повязывали платок.
Слайд 22Основой традиционного мужского костюма были рубаха-косоворотка, подпоясанная тканым или кожаным
поясом, и штаны, заправленные в сапоги; поверх рубахи - пиджак.
Промысловая одежда - безрукавка охотников и лесорубов (лаз, лузан) и охотничья самодельная обувь (кым) с загнутыми кверху носами и цельной подошвой. Лаз делали из грубого толстого холста или прямоугольного куска домотканого сукна, серого в белую полоску, края обшивали кожей, на плечи пришивали треугольные куски ткани. На талии безрукавку укрепляли пришитым к ней поясом с пряжкой. На Печоре лаз часто делали с капюшоном. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна (дукос) длиной до колен.
Мужчины и женщины-оленеводы надевали малицу (малича) из оленьего меха, заимствованную у ненцев, с маличной рубашкой из разноцветной хлопчатобумажной ткани (малича кышан). Праздничную рубашку шили из более дорогой ткани. Осенние суконные малицы по крою аналогичны меховым. В морозы поверх малицы надевали совик. Наиболее распространенной обувью в прошлом были кожаные туфли. Зимой носили ишим, или валеги, состоявшие из валяных головок с пришитыми к ним суконными голенищами, или обычные валенки-катанки. В южных районах для работы в лесу или в поле служили лапти из березового лыка, в северных - обувь из оленьего меха (кыс, туфли, пи-ми, тобоки). Ее шили оленьими сухожилиями.
И мужчины и женщины носили длинные шерстяные чулки, связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти (сера чувки). Раньше такие чулки были обязательной частью приданого. Невеста дарила их жениху на свадьбе. Носили и чулки без пятки, сшитые из сукна или холста.
Слайд 31Русские
Основные виды русского костюма, появившегося на Урале, связаны с культовой одеждой
старообрядческих общин. У женщин - это прямой сарафан темных расцветок,
телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый.
Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков. Женский приталенный сарафан сильно расклешен к подолу, рубаха имеет широкий рукав, оканчивающийся манжетом, и воротник-стойку. Домашнее полотно практически не используется с середины XIX столетия. Активное развитие заводского производства способствует распространению удобного типа городской одежды: косоворотки с нешироким рукавом и умеренно широкими штанами у мужчин, блузы с баской, рукавом на буфе и юбки, открывающей ступни у женщин.
Самым распространенным видом обуви в XVIII в. являлись лапти. К середине XIX в. сапоги или кошмяная обувь типа бурок, где нижняя часть обшивалась кожей, становится популярной в среде обеспеченных работных людей.
Зимой надевали приталенные овчинные шубы и прямо-спинные тулупы. Головными уборами служили с XIX в. для мужчин картузы, а зимой - распространенный тип меховой шапки-треухи. Вплоть до конца XIX столетия среди женских головных уборов были популярны невысокие кокошник и каруна.
Под влиянием восточных видов украшений, наряду с обычными стеклянными, жемчужными, коралловыми бусами в русском женском костюме появляются монисты и серьги из серебряных монет. Однако русский уральский костюм сохранил скорее чисто символические элементы кроя и быстрее, чем одежда коренных народов, претерпел изменения, связанные с социально-экономическими переменами в государстве, оказав при этом значительное влияние на костюм многих народов Урала.
Слайд 33Татары
В конце XIX-начале XX вв. основным материалом для изготовления традиционной одежды татар
служили фабричные ткани. Лишь у некоторых групп мишарей и особенно
кряшен одновременно с фабричными тканями широко использовались домотканные. Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Мужской костюм татар близок башкирскому, киргизскому и костюмам других тюркских народов. Был также распространен прямоспинный чекмень, один из древнейших видов одежды - шуба и тулуп. Постоянным головным убором мужчин являлась тюбетейка (тубэтэй, кэлэпуш), поверх которой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку бурек, а летом шляпу из войлока.Развивалась и женская одежда. Вначале, на рубеже XIX в., появляется кокетка и воротник-стойка, а к концу столетия - оборка по подолу. Платье с отрезной талией и манжетами оформляется значительно позднее, в XX в. Поверх платья надевался фартук с грудкой. Первые фартуки украшались вышивкой и тесьмой. Использование пестряди для их изготовления постепенно вытеснило древний тип, а новые передники стали богато декорироваться оборками.
Интересны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка калфак, кашмау цилиндрической формы, обшитая серебряными монетами, поверх которых набрасывалось вышитое покрывало. До сих пор среди пожилых женщин сохраняется своеобразный способ повязывания платка: соединяются два соседних угла под подбородком, полотнище распускается по спине. Женские украшения изготовлялись ажурными из серебра со вставками из полудрагоценных камней. По-особому красива шейная застежка с подвесками "яка чылбыры". От нашейной повязки, выполненной из ткани или кожи, украшенной серебряными пластинками и скрепленной ажурной пряжкой, отходит несколько лучей ажурных подвесок, оканчивающихся более крупным звеном с камнем. Реже в качестве украшений использовались и серебряные монеты.
Традиционной обувью татар являлись кожаные ичиги и туфли с мягкой и жесткой подошвой, часто сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью служили лапти так называемого татарского образца, надевающиеся с суконными чулками. Уже в конце XIX в. распространяются сапоги с твердыми голенищами и жесткой подошвой.
Удовлетворение потребностей в одежде за счет фабричных изделий, особенно среди горожан, способствовало стиранию местных различий в костюме. Но по сей день сохраняются некоторые традиционные покрои и способы ношения одежды