Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Подготовила Сундукова Л.Н.
Студентка ДПМНО-12с
Слайд 2“
Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”.
Рене
Декарт
Слайд 3Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека,
который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Слайд 4Основными целями технологии РКМЧП являются:
формирование нового стиля мышления, для которого
характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как
критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Слайд 5понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы
работы, меняются роли
быть терпимыми к неопределённости
Начиная работать по технологии РКМ,
воспитатель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие условия:
положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
Слайд 6
Технологический алгоритм занятия
1 стадия
Вызов
2стадия
Осмысление
3 стадия
Рефлексия
актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой
информации;
постановка учеником собственных целей
обучения
получение новой информации;
корректировка учеником поставленных целей обучения
размышление,
рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения
Слайд 7Стадия (фаза) Вызов
Возможные приемы и методы
составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные
и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Слайд 8Стадия(фаза) Осмысление содержания
методы активного чтения: маркировка с использованием значков «+»,
«-», «7» (по мере чтения, их ставят на полях справа);
поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах
Слайд 9Стадия(фаза) Рефлексия (reflection)
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками
информации.
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
ответы
на поставленные вопросы.
организация устных и письменных круглых столов.
организация различных видов дискуссий
написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе) .
исследования по отдельным вопросам темы и Т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Слайд 10Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор
выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое
слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Пример.
Tема любви,
"Гранатовый браслет", Куприн.
Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет.
Да святится имя твое.
Счастье.
Слайд 11Приём «Шесть шляп»
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям,
явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.
Слайд 13Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний
учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро
включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Слайд 14"Дерево предсказаний"
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать
свои прогнозы. Правила работы с данным приемом таковы: " ствол
дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено). "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему. не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом
Слайд 15Кластеры (автор Гудлат)
Кластеры выделение смысловых единиц текста и графическое
оформление в определенном порядке в виде грозди.
Слайд 16Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического
мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать
вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
Слайд 17Спасибо за внимание!
Всем творческих успехов! Мысль! Великое слово! Что
же и составляет величие человека, как не мысль?
А.С. Пушкин