Слайд 1МДК 02.06. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Малицкая
Луиза Ринатовна
Лекция 9 Промежуточные стили общения
(по Л.Б. Ительсону)
ГБПОУ ЯНАО
«Ноябрьский колледж профессиональных
и информационных технологий»
04.02.01 Дошкольное образование
Слайд 2
изучение промежуточных стилей общений
Изучение стилей общения:
эмоциональный, деловой,
направляющий, требовательный,
побуждающий, принуждающий.
Цель
Задачи
Слайд 3ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ (Л. Б. Ительсон)
Л.Б. Ительсон, положив в
основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в
своей деятельности опирается педагог. В отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т. е. всецело зависят от личности педагога.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ;
ДЕЛОВОЙ;
НАПРАВЛЯЮЩИЙ;
ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ;
ПОБУЖДАЮЩИЙ;
ПРИНУЖДАЮЩИЙ.
Слайд 4Эмоциональный стиль
В общении ярко выражены эмоции, что приводит к обмену
эмоциями.
Эмоциональный активист – открыт к общению. Фишка стиля – он
общается со всеми! Открывает коммуникацию с любыми людьми. С бабушками, дедушками, мамами, папами, парнями.
Эмоциональный стиль
общения неустойчив.
Сильное влияние
настроения на поведение
человека.
Слайд 5Эмоциональный стиль
Достоинства: артистизм, привлекателен для воспитанников, благоприятный коммуникативный климат,
высокая активность воспитанников.
Недостатки: завышена самооценка, отсутствие контроля, зависимость от ситуации,
настроения.
Результат: высокая познавательная активность, непрочные знания,
Рекомендации: усилить контроль и закрепление знаний, добиваться усвоения знаний каждым воспитанником.
Слайд 6Деловой стиль
обмен информацией для достижения определенного результата.
Возникает на основе
и по поводу определенного вида деятельности.
При деловом общении
учитывают
особенности
личности, характера,
настроения собеседника.
Широко используется
профессиональная лексика.
Слайд 7Деловой стиль
Достоинства: целенаправленность, учет (индивидуальных или групповых) особенностей собеседника,
использование профессионального тезауруса.
Недостатки: недостаточное время для обдумывания, ограниченность эмоциональной стороны,
интересы дела более значимы, чем интересы личности.
Результат: достижение цели общения, ограниченность в реализации воспитательных задач.
Рекомендации: проявлять искренний интерес к предмету общения, эмоционально окрашивать общение (улыбаться), называть собеседника по имени, избегать употребления слов паразитов.
Слайд 8Направляющий стиль
предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью.
Данный стиль базируется на
различных "отвлекающих" способах
воздействия, которые
побуждают собеседника
к высказываниям и
действиям, которые он бы
не совершил, если бы не
был введен другой
стороной в соответствующий
тип реагирования.
Слайд 9Направляющий стиль
Достоинства: управление незаметно для управляемого, можно получить результат
быстро, высокий авторитет и профессионализм педагога.
Недостатки: ответственность за поступки лежит
на исполнителе.
Результат: выполнение инструкций, воспитание безынициативности.
Рекомендации: использование похвалы, затем просьба, принцип большинства, секретность, авторитетность и пр.
Слайд 10Требовательный стиль
когда задачи ставятся прямо перед воспитанниками.
всегда волевое общение, которое
должно протекать в режиме права, соответствовать педагогическиским нормам,
отвечать объемам прав
и
обязанностей, которыми
располагает собеседник.
Слайд 11Требовательный стиль
Достоинства: задача ставиться перед воспитанником, даются четкие инструкции,
системный контроль, равенство требований ко всем.
Недостатки: не учитываются индивидуальные особенности,
нетерпимость к недостаткам.
Результат: контроль выполненного задания.
Рекомендации: обоснованность требований, грамотный контроль, справедливая оценка, работа над ошибками.
Слайд 12Побуждающий
опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций
Слайд 13Побуждающий стиль
Достоинства: высокий авторитет педагога, ориентированность на успех, педагог
активно-положительно нацелен на воспитанников.
Недостатки: ограниченная возможность применения, не предусмотрено адекватное
обсуждение проблем.
Результат: побуждение к действию, нацеленность на успех.
Рекомендации: использовать образные приемы, не затягивать монологическое обращение, активно использовать обратную связь.
Слайд 14Принуждающий стиль
основанный на давлении
Слайд 15Принуждающий стиль
Достоинства: безукоризненное подчинение, безграничный «авторитет».
Недостатки: унижение достоинства, использование
психологического давления (гиперопека и диктат).
Результат: формирование комплекса неполноценности, безынициативности, боязнь
совершить ошибку, формируется культ силы.
Рекомендации: обращение только по имени, отказ от уничижительных форм обращения, использование только в экстренных условиях (когда присутствует угроза жизни и здоровью воспитанников).
Слайд 16ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Панфилова, А.П., Тренинг педагогического общения. – М: Академия, 2006.
Реан, А.А., Коломинский, Я.Л., Социальная психология. – СПб;1999.
Радугина, А.А.,
Психология и педагогика. – М.; 2000.
Немов, Р.С., Психология образования. - М.; 1995.
Бадмаев, Б.Ц., Психология в работе учителя. –М.; 2000.
Слайд 17Домашняя работа
Подготовить и оформить наглядные пособия к конспекту занятий.
Слайд 18Самостоятельная работа
Подготовить педагогические ситуации из практики воспитателя ДОУ с возможностью
использования изученных стилей общения.