Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
Л.Н. Толстой
«Акула»
Слайд 2С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство?
Слайд 4ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)
Слайд 5Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в
имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было
полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться.
Слайд 6Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много
работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12
раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться.
Слайд 7Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне.
Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира.
В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
Слайд 8Сделайте
предположение,
о чём будет рассказ?
слушать
Слайд 9Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о
содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и
делать выводы.
Чему будем учиться на уроке?
Слайд 11Лев Николаевич Толстой
писатель
рассказы
сказки
басни
были
о природе
о детях, о людях
О Родине
учат добру,
уважению, честности
Слайд 13Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства.
Хобот – задняя часть, на
которую опирается пушка.
Якорь - это металлический стержень с лапами, укрепленный
на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на мели.
Парус -это укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из плотной ткани.
Слайд 14Палуба- это горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Артиллерист -это военнослужащий. Хорошо
владеет стрельбой из пушек, минометов.
Визг - это высокий и резкий
крик, звук.
Хобот -это дуло, ствол огнестрельного оружия.
Фитиль –это шнурок для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот -это недовольство, выражаемое тихими голосами.
Слайд 16Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акулы –
это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей,
чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.
Слайд 181 часть
- Где происходят события в рассказе?
- Что значит «корабль
стоял на якоре?»
- Какой был день?
- Как изменилась погода к
вечеру?
- Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ?
- Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе?
- Почему они не стали купаться в открытом море?
Прием “Чтение с остановками”.
Приём «Дерево предсказаний».
2 часть
- Почему мальчики вздумали плавать
в открытом море? Что они задумали?
- Как соревновались они друг с другом?
- С кем сравнил их автор?
- Какие слова употребил?
- О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка?
- А почему?
Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее?
Игра «Двойник»
- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Сядьте на этот стул и расскажите.
- Предвещали ли что-нибудь беду?
3 часть
- Кто первый заметил акулу?
- Как
по-другому называют ее моряки?
Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца?
- Что может сделать артиллерист?
- Почему он стал «бледным как полотно»?
- Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они?
Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?
Стоп-кадр
- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?
Слайд 21Найдите и прочитайте средства художественной выразительности в 3 части .
Акула –
Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение.
Дайте совет людям на корабле в момент,
когда они только увидели акулу.
Слайд 224 часть
- Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков?
- Почему
он упал и закрыл лицо руками?
- Когда он успокоился?
- Какие
черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал?
- Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным?
- Почему вы так считаете?
Слайд 24Смелый, находчивый, чуткий, сосредоточенный.
Слайд 271.
2.
3.
4.
План
1. Купальня.
2. Акула.
3. Выстрел.
4.
Дети спасены.
Слайд 28-К какому литературному жанру относится произведение?
-Кто главный герой?
-Как называется прием,
использованный автором: «…Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде…»
-Назовите, с
чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?
-Как автор назвал акулу?
-Как понимаете выражение «сорвался с места»?
-Как называется рассказ?
-Кто его автор?
-Чему учит вас этот рассказ?
Слайд 29Подберите отрывки к иллюстрациям.
Слайд 34Отвага-половина спасенья.
Смелому всегда удача.
Берегись бед, пока их нет.
Не зная броду,
не суйся в воду.
Объясните смысл пословиц.
Слайд 351. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных.
3.Три глагола.
4.
Предложение.
5. Слово - смысл темы.
Синквейн
Слайд 36Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У неё острые зубы.
Хищник.
Акула
Слайд 37– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ
назван “Акула”?
- Как по-другому можно назвать этот рассказ?
– Чему нас
научила история, описанная в рассказе?
Слайд 38Выводы по рассказу:
– Любить и ценить своих близких и друзей!
–
Не делать необдуманных поступков;
– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях,
не теряться.
Слайд 39Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно
…
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Слайд 40Домашнее задание:
Задание по выбору:
Творческий пересказ от лица мальчика;
Составить «синквейн» со
словом «артиллерист».
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Слайд 41Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения
служит
повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста
определяют, о чём пойдёт речь в произведении.
На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Слайд 42http://infourok.ru/material.html?mid=95982
Использование конспекта, стоп-кадра, игры Двойники.