Слайд 1Мать водица –
всему царица
Ушакова И.В. учитель начальных классов МБОУ
«СОШ№34» г.Тайга
Слайд 2Высказывание великих людей о воде.
Воде была дана волшебная власть стать
соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
Капля воды дороже золота.
Д.Менделеев
Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной, чистой воды.
В.Песков
Вода – источник всего во Вселенной.
Гераклит
Слайд 3 Вода образует водную оболочку нашей
планеты – гидросферу от греческих слов «гидро» - вода,«сфера» -
шар).
Она включает воду в трех состояниях – жидком, твердом (лед, снег, град, иней) и газообразном (пар, туман, облака). Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.
Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды.
Слайд 4Цель проекта - получение более глубоких знаний о воды, знакомство
с различными природными явлениями (дождь, роса, иней, снег и т.д.)
и разнообразием состояний воды в окружающей среде.
Задачи проекта
Развивать познавательные интересы, творческие способности обучающихся, коммуникативные умения.
Учить наблюдать природные явления, проводить опыты, делать выводы и применять полученные знания для объяснения процессов в природе.
Формировать умения находить и выбирать нужную информацию.
Приобретать навыки самостоятельной работы со справочной литературой.
Слайд 5Вопросы
Основополагающий вопрос:
Так ли проста обычная вода?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Всегда
ли вода одинаковая?
Может ли вода быть твердой?
Может ли
вода быть газообразной?
Что такое вода?
Слайд 6Вода жидкая
Ручей
Река Море
Озеро Болото
Океан Роса
Слайд 7Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик
с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Слайд 8«Дождь»
Вывод: Дождь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в
виде капель воды диаметром от 0,5 до 6—7 мм.
Дождь выпадает,
как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже нуля переохлаждённые капли и ледяные кристаллы.
Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь (иногда — грибной).
Грибной Слепой
означает быстрый, сыплется из низких (царевна плачет)
скорый, он льётся туч, лужи от этого сверкающие на
с шумом. дождя теплые. солнце капли этого
дождя похожи на
крупные слезы.
Слайд 10Рассвет. Роса на паутинке
Блестит как бисерная нить.
На ней паук посерединке
Не
шелохнется, словно спит.
Но лишь малейшее движенье
И капли все сорвутся вдруг...
А
мухи, видя ожерелье,
Узнают: "Здесь живет паук!"
Слайд 11«Роса»
Вывод: Роса - мелкие капли влаги, оседающие на
растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады, образуется в
результате конденсации водяного пара на почве, траве и наземных предметах при охлаждении их в
следствии земного излучения. Возникает в ясные и тихие ночи.
Слайд 13Я не выяснил пока,
Что такое облака.
Может, это птичий пух?
Может, это
стаи мух?
Может, это ветерок
Вату в небо уволок?
Намокает в небе
вата –
Проливает дождь куда-то.
Может, облако – овечка:
Шерсть закручена в колечки?
Может, чья-то борода –
И пушиста и седа?
Что такое облака?
Я не выяснил пока.
Слайд 14«Облака»
Вывод: Облака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации
водяного пара, видимые на небе с поверхности земли. Скопление капель
воды и кристаллов льда в атмосфере; сплошная масса мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.) в воздухе.
Облака бывают кучевые, перистые и слоистые.
Слайд 15Кто-то ночью утащил лес
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось
ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота,
Где же прячутся птица
и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Слайд 16«Туман»
Вывод: Туман-это нечто вроде пелены, облака, состоящего из
мельчайших капель воды и воздуха, находящихся близко из поверхности земли.
Днем над рекой воздух нагрелся и в нем собралось много водяного пара. И когда воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды и над рекой появляется туман. А пригреет солнышко и туман исчезнет, опять растворится в воздухе.
Слайд 19Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы
танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы
деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Слайд 20 «Снег»
Вывод: Снег — это не что иное, как замерзшая
вода.
В пасмурную погоду снег бело-серый и скучный,
а когда светит солнце, миллионы снежинок блестят и переливаются разными цветами и похожи на сказочную скатерть. Когда температура на улице -5 градусов или ближе к нулю, можно играть в снежки, лепить снеговика, снежных зверушек. Если снежинка падает на ладошку или на лицо, она тот час же растает, потому что снежинка – это кристаллик льда, а лед на теплой ладони превращается в воду. В природе говорят, что нет одинаковых по форме снежинок.
Слайд 21«Формы снежинок»
Ёж, звезда, пластинка,
столбик, запонка, игла,
снежная крупа.
Слайд 23 Нашу речку – рыбий дом –
Застеклили крепко льдом.
Смотрят
рыбы из реки –
По стеклу бегут коньки
И наносят линии
На стекло
на синее.
Слайд 24
Вывод: Когда температура воздуха 0 градусов, вода превращается в
лед. Толщина льда зависит от температуры: чем ниже температура, тем
ниже промерзает вода, но в солнечный день толщина льда становится тоньше. Изо льда очень хорошо делать горки. Они получаются гладкие и скользкие, чего не скажешь о снежном сугробе, так как он рыхлый и в нем можно провалиться.
«Лед»
Слайд 25Блестящие, звенящие
Хрустят, как леденцы,
Под крышами висящие
Сосульки – сорванцы.
Блестящие, звенящие,
Как солнышка
лучи.
Отсюда начинаются
Весенние ручьи.
Слайд 26 «Сосульки»
Вывод: Сосульки растут на южной стороне дома. Если на
крыше есть снег, то сосульки в теплую погоду растут, если
нет, то уменьшаются. Сосулька -- сВЕсулька, раньше звуку [о] предшествовал целый слог ВЕ. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу стержня .Сосульки в солнечную погоду дружно капают, отсюда и произошло слово «капель».
Если посмотреть на окружающий мир через сосульку, все будет кривое, искаженное и смешное. А еще сосулька похожа на волшебную палочку феи.
Слайд 27 Не дождавшись тепла,
Среди зимнего дня
Распустились цветы
На окне у
меня.
Подошел я к цветам,
Но не пахнут они…
Для чего ж они
выросли
В зимние дни?
Слайд 28 «Морозные узоры»
Вывод: В оттепель окна покрываются тонким слоем воды.
В мороз из этой воды образуются причудливые узоры. Ледяные узоры
на окнах представляют собой редкое по красоте зрелище. Они похожи на ветки деревьев в инее, на елочные ветви, на разнообразные ветви – пушистые или снежные. Каждый узор разный, одинаковых узоров нет. Самые красивые морозные узоры – это елочные ветви, они такие колючие и пушистые, и каждая веточка будто из сказки. Но если до узора дотронуться рукой, или днем на него будет светить солнышко, узор растает, потому что морозный узор это всего лишь кристаллики льда на стекле.
Слайд 29Гуще, гуще синий, синий
На деревьях свежий иней!
Ветки белые на синем
-
Как красиво! Как красиво!
Серпик хрупкий, Оробелый
В синем небе белый-белый!
Синий след
на белом снеге,
Сумрак синий в синем следе.
Это к нам идет навстречу
Синий-синий зимний вечер!
Слайд 30 «Иней»
Вывод: Зимой мы наблюдаем на деревьях иней, тонкий снежный
слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи.
Он состоит из хрупких кристалликов льда, которые тонким слоем осели на ветках деревьев. Стоит только прикоснуться рукой к ветке, иней осыпается и тает, а рука и ветка становится влажными, так как кристаллики льда очень быстро тают, превращаясь в воду.
Слайд 31Тише… Тише…
Ты не слышишь –
Барабанит ГРАД по крыше?
С неба падает
вода
В виде бусин изо льда:
"Дук-дук-дук-дук!
Дук-дук-дук!" –
Разбежались все вокруг.
Слайд 32«Град»
Вывод: Град — вид атмосферных осадков. Град является частичками
льда круглой или неправильной формы (градин) размером от миллиметра до
нескольких сантиметров. Встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями.
Слайд 33 Опыты
Опыт №1
Набери снег в блюдце и
поставь в комнате. Что изменилось?
Вывод:
Снег на блюдце растаял и
превратился в воду. Вода из твердого состояния перешла в жидкое.
Опыт №2
Перенеси блюдце с водой в морозильную камеру холодильника.
Через некоторое время загляни в блюдце. Что ты заметила?
Вывод:
Вода превратилась в лед. Так как в морозильной камере температура воздуха ниже 0 градусов, то вода из жидкого состояния переходит в твердое - лед.
Опыт №3
Возьми в руки сосульку и подержи некоторое время. Что произошло?
Вывод:
Сосулька в руке начинает таять,
Опыт №4
Налей в блюдце воды и поставь на некоторое время. Что ты наблюдала?
Вывод:
Через день или два воды на блюдечке не окажется или ее будет значительно меньше. Вода испарилась, то есть перешла из жидкого состояния в газообразное.
Опыт №5
Наполнить пластиковую бутылку горячей(но не кипящей) воды. Вывод: Через несколько минут вылить две трети воды. Положить на горлышко бутылки кубик льда. Наблюдать как будут образовываться облака.
Слайд 34Заключение
Познакомившись с тремя состояниями воды, мы сделали вывод:
что вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из
одного состояния в другое, и обратно при незначительных изменениях температуры. Все три состояния (твердое, жидкое, газообразное)
необходимы для жизни всего живого на Земле.
Слайд 39Можно ли пить воду из под крана?
Слайд 40Вода волшебная?
невозможна жизнь на Земле без нее
обладает лечебными свойствами
красивая
таинственная
без воды не было бы и зимних забав
Слайд 42Значение воды для человека.
увлажняет кислород для дыхания;
регулирует температуру тела;
помогает организму усваивать питательные вещества;
защищает жизненно важные органы;
смазывает
суставы;
помогает преобразовать пищу в энергию;
участвует в обмене веществ;
выводит различные отходы из организма.
Слайд 43
Загрязнение воды - это понижение ее качества в
результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных
физических, химических или биологических веществ. И в этом виноват человек.
Слайд 44 Вода- бесценный дар на земле, но когда ее
нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти.
Вода дает нам жизнь и ее надо беречь.