Слайд 1Контроль и оценка в начальной школе
Агурина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ
«Гимназия №4» г. Брянск
июнь 2015
Слайд 2
Системно - деятельностный подход
Результаты образования
Внеучебная деятельность
Система оценивания процесса и
результатов начального образования
Условия реализации Стандарта
Основная образовательная программа НОО
Учебный (образовательный)
план
Расписание занятий
26.02.2010
Опасения В.В.Путина о том, что новый Стандарт общего образования может стать «пустой формальностью» имеет под собой реальные основания
Слайд 5 «Системно - деятельностный подход» текст Стандарта
воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
переход к стратегии
социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Слайд 6Системно-деятельностный подход (наш вариант)
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный
подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная
с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
Слайд 7Психологическая база деятельностного подхода
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Возрастная
периодизация Д.Б. Эльконина
Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова
Слайд 9Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации
Слайд 10
Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего, он
должен познать что он такое и на что способен.
Мишель Монтень.
Слайд 111. Эволюция оценки: вопросы и возможности
Слайд 12Двадцатилетняя практика российской начальной школы
не сняла проблему оценки в
образовании
Формальная замена пятибалльной шкалы на другие шкалы оценивания проблему «отметки»
не решила;
В сознании педагога, учащегося, родителя так остались не разведенные такие понятия как: «отметка» и «оценка» «контроль и оценка»;
Современные модели обучения используют устаревшие оценочные процедуры, которые тормозят введение современных образовательных технологий в практику;
Отметка учителя остается основным мотивом к обучению. Отметка продолжает выступать «кнутом и пряником» в процессе образования школьника, что парализует учебную мотивацию учащихся.
Оценочные действия продолжают оставаться в монопольном ведении педагогов;
Система оценочных действий педагогов не претерпевает изменений от начальной к старшей школе и по принципам, и по содержании, и по формам организации;
Действия оценки со стороны педагогов в последние годы стала занимать больше времени (до 40% от всей деятельности), а эффективность осталась прежней;
Увеличилась роль внешнего оценивания, происходит подмена оценки проверками при одновременном падения роли самоконтроля, самооценки, оценивания для обучения
Слайд 13Насколько совпадает то,
что нами оценивается, с тем, что мы действительно ценим
в наших детях?
Слайд 14Результаты начального образования
Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская
и естественно-научная компетентность;
Желание и основы умения учиться: умение видеть границу
между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде
Приемы и навыки учебного сотрудничества: умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата
Слайд 15Модели обучения и оценивание
Оценка как способ организации деятельности и управления
должна опираться на современные модели обучения
Дилемма: 1)возникает все более настоятельная
потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднена сопоставимость
Слайд 16ОЦЕНКА - как способ организации деятельности и управления
ОЦЕНКА РЕБЕНКА
(от
оценки по образцу к оценочной самостоятельности)
ОЦЕНКА ВЗРОСЛОГО (УЧИТЕЛЯ)
(от помощника к
эксперту)
ОЦЕНКА ДЕТСКО – ВЗРОСЛАЯ
(от коллективно-распределенной к кооперационной)
Самостоятельность, инициатива, ответственность как сквозные образовательные результаты
Слайд 17Аспекты рассмотрения оценки
Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств)
своего движения;
Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего
движения;
Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.
Слайд 18
Подготовка к презентации учебных достижений первоклассников
Слайд 19
Урок-презентация достижений первоклассников
Слайд 20 эволюция оценки
ЦЕЛЬ:
освоить действие оценки как инструмента для управления
учебной деятельностью
ЦЕЛЬ:
с помощью оценки научиться формулировать образовательный запрос
ЦЕЛЬ:
эффективно
реализовать индивидуальную образовательную программу
Формирующее оценивание как базовый процесс в организации учения
Экспертная оценка взрослого
Рефлексивная оценка ученика
Ретроспективная оценка взросло-детская
Прогностическая оценка ученика
Слайд 21Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного образования
Слайд 22Аспекты обсуждения проблемы
Аспект 3
Изменение всей
контрольно-оценочной деятельности
в образовательном
процессе
Аспект 1.
Отметка
как травмирующий элемент в обучении ребенка
Аспект 2
Изменение шкалы оценивания (например,
10,12,100 и т.д. баллов)
Слайд 23Основные педагогические условия
для разворачивания КОД МШ
1. Безотметочная система оценивания как
основа изменения учебной мотивации и построения КО самостоятельности МШ
4. Поисково-исследовательский
тип предметного содержания
5. Особые «ритмы» в организации ОП
2. Деятельностный подход в организации ОП.
3. Организация разных
форм совместности детей
6. Ориентация на методы НЕ обучения, а учения учащихся.
Слайд 24Оценивание не отменяется. Напротив, заменяется развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством
ребёнка и взрослого в производстве и применении оценок.
ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО НАПРАВЛЕНО
НА РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТЕЙ И УМЕНИЙ САМООЦЕНИВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ САМООБУЧЕНИЯ.
Помочь ребёнку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность – одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
САМООЦЕНКА НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ РЕБЁНОК УЧАСТВУЕТ
В ПРОИЗВОДСТВЕ ОЦЕНКИ,
В ВЫРАБОТКЕ ЕЁ КРИТЕРИЕВ,
В ПРИМЕНЕНИИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ К РАЗНЫМ КОНКРЕТНЫМ СИТУАЦИЯМ.
Слайд 25
Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников – центральная задача НШ
Умение учиться
как основа учебной грамотности
Содержание обучения как система учебных , конкретно
-практических и проектных задач
умение определять границу знания и незнания
Умение делать точечный вопрос
Постановка задачи
Решение задачи
Действие контроля
как индивидуальная способность
Действие оценки
как
индивидуальная способность
Содержание обучения через линию домашней самостоятельной работы
Слайд 26
Педагогические приемы
формирования действий контроля и оценки у
младших школьников
1. «Волшебные
линеечки»
( изобретение оценочных шкал
самими школьниками)
2. «Прогностическая оценка»
(оценка своих возможностей для
решения задачи)
3. «Задания-ловушки»
(рефлексия освоенного способа)
4. «Составление заданий с ловушками» ( определение или видение возможных ошибкоопасных мест)
5. «Составление задачи, подобной данной»
6. «Классификация задач по способу их решения»
( выделение общего способа действия)
7. «Обнаружение ошибки»
8. «Создание помощника»
9. «Обоснованный отказ от выполнения заданий»
( умение обнаружить границу своих знаний )
10 «Многоступенчатый выбор»
11. «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное
рассуждение при решении задач)
Слайд 27 урок как инструмент диагностики,
который позволяет увидеть
становящиеся способности
в
условиях «естественной» мотивации
в контексте сотрудничества
Контрольно-оценочные действия со стороны учителя
Слайд 28Урок 1-й класс
Задание: Найти самое большое число.
Слайд 29 О чем учительница хочет
узнать, давая эту
задачу?
Что она узнает
по детским ответам?
Слайд 30 Как Полина выполнила это задание?
Задание: Обозначить все
числа.
Слайд 31Составляющие контрольно-оценочной самостоятельности
Умение опознать задачу как новую;
Оценить свои возможности действовать
в новой ситуации;
Отделить известное от неизвестного
( в традиции знание границ
ученических возможностей находится в «монопольном ведении» педагога.
Сам ученик не ведает, где проходит граница его знаний;
Сам ученик обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить;
Сам ученик никогда не участвует в принятии решения об усвоении темы
Сам ученик редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ
Слайд 32Ступени оценочной самостоятельности
Слайд 33Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 этап - 1 класс
переходный
от дошкольного к школьному образованию
Содержание
КОД
Результат
КОД
Освоение операционного (процессуального)
контроля (сопоставление действий учащихся
с
заданным образцом);
Соотнесение оценки учащегося с оценкой
учителя, работа над критериями;
- рефлексивная оценка ( знание- незнание)
-сравнивать действия (отдельные операции) и
результат с готовым образцом;
по критериям оценивать свои действия и соот-
носить свою оценку с оценкой учителя;
- предъявлять на оценку свои достижения
Слайд 34Продолжение схемы №2
этап – 2- 4 классы
Опробование форм и способов
контроля и оценки в
условиях формирования классного сообщества
Содержание
КОД
Результат
КОД
Пооперационный контроль как средство
определения
«ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин
ошибок;
- Формирование рефлексивного контроля (анализ
основания собственного действия);
Формирование прогностической оценки (работа
по выбору заданий)
Определять возможные «ошибкоопасные» места;
Устанавливать возможные причины ошибок и
намечать план их ликвидации;
Устанавливать границу применимости СД;
-Классифицировать задания по уровню сложности,
выбирать объем и уровень сложности.
Слайд 35Продолжение схемы № 2
З этап – 4- 5 классы
Переходный от
начальной к основной школе
(рефлексивный этап)
Содержание
КОД
Результат
КОД
Определение критериев оценки (что будет
проверяться);
-составление
проверочных заданий ( в том числе и
с «ловушкой»);
-выделение сложности задания;
Создание образца для проверки;
-Характеристика ошибок и их причины;
- Составление корректировочных заданий
-выход на полный цикл КОД;
Сформированность КОД как основы учебной
самостоятельности для основной школы
Слайд 36Типы заданий
Типы заданий:
1) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение
задания по этим критериям. (Истинные критерии должны быть скрыты от
учащегося).
2) Дано задание с решением и выделено несколько критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части – нет.)
3) Даны несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет.
4) Дано задание (или задания) и приведены ошибочные решения (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов:
а) ответ правильный, но способ решения неправильный,
б) способ правильный, но ответ неправильный.
Ученик должен найти ошибки и указать их причины.
5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог).
6) Дается задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.
Слайд 37Примеры заданий
1. Предложи критерии, по которым ты, если бы был
учителем, оценил выполнение задания своими учениками. Выполни задание сам и
оцени свое решение по этим критериям.
Задание: «Определи, какое число больше: 523 + 276 + 76 или 81 + 284 + 531».
2. Два ученика решали задачу:
У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят?
Первый ученик решал задачу так: Второй ученик решал задачу так:
У Саши 18 + 6 = 24 (машинки). У Саши 18 – 6 = 12 (машинок).
У Миши 18 – 6 = 12 (машинок). У Миши 18 + 6 = 24 (машинки).
Всего у ребят 18 + 24 + 12 = 54 (машинки). Всего у ребят 12 + 24 = 36
(машинок).
Кто из учеников правильно решил задачу?
Слайд 38Виды контрольно-оценочной деятельности
учащихся в ходе учебного года
Фаза совместной постановки и
планирования
задач года ( сентябрь месяц )
Содержание
КОД
Результаты
КОД
Ретроспективная оценка уровня актуальных знаний
и
способов действий (стартовая работа);
Диагностический (пооперационный контроль) с
целью выявления возможных причин ошибок;
Самостоятельная работа учащихся по индивидуаль
ной коррекции проблем учащихся;
-рефлексивная оценка (определение границы
«знания-незнания» в стартовой работы
Ликвидация ошибок и затруднений по стартовой
работе;
-констатирующая оценка «стартового» уровня;
- Составление «карты» проблем и вопросов
Слайд 39Продолжение схемы № 3
Фаза решения учебных задач года
( октябрь –
середина апреля )
Содержание
КОД
Результаты
КОД
-рефлексивный контроль и оценка применимости
известных учащимся знаний и
способов действий;
-пооперационный контроль в ходе освоения способа
действия;
-результативный контроль и констатирующая оценка
результата и его соотнесение с поставленной задачей;
- работа в разных пространствах («место на оценку»,
«место тренировки»
Фиксация или принятие учебной задачи;
- Освоение операционального состава СД;
Предъявление своих результатов;
- Определение возможных причин ошибок и КР
Слайд 40Продолжение схемы № 3
Рефлексивная фаза учебного года
( май месяц )
Содержание
КОД
Результаты
КОД
Анализ
выполнения задач года на основе итоговой
работы и тетради «Мои достижения
по…»
Рефлексия пути (маршрута) движения класса по
решению задач года;
Выбор (подбор) личных «продуктов» учащихся за
год для создания «портфеля»;
-публичная демонстрация личных достижений
учащихся
Личный «прирост» в знаниях и развитии учащихся;
«карта» знаний;
«портфель» ученика;
- результаты рефлексивных сочинений
Слайд 41Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Приоритеты в КОД каждого субъекта образовательного процесса (см. локальный нормативный
акт ОУ):
учитель: формирующее оценивание, направленное на диагностику и коррекцию предметных действий ребенка (без отметки); фиксация динамики в освоении ребенком культурных предметных способов/средств действия (индивидуальный прогресс);
школьная лаборатория (центр) оценки качества образования: стартовая диагностика и итоговое оценивание (итоговые проверочные работы); мониторинг (отслеживание каких-либо отдельных элементов формирования результатов обучения по запросу администрации, самого педагога или родителей)
администрация школы – внутришкольный контроль за выполнением (реализации) ООП и локальных нормативных актов;
учащийся - контрольно-оценочные действия за выполнением домашней самостоятельной работы
Слайд 42Уровни учебных способов действий
функциональный
уровень
(формирование нового
способа действия)
рефлексивный уровень
(трансформация известного способа действия)
репродуктивный
уровень
(действия по образцу)
пройденная часть учебной программы
Диагностика меры присвоения культурных
средств/способов действия в образовательной модели «культурного развития»
Особенности инструмента
Слайд 43Условия для создания системы оценивания в НШ
Развести субъектов образовательного процесса
(ученик, педагог, администрация);
Встроить КОД в содержание образования и организацию ОП;
Информационная
среда как механизм реализации системы оценивания;
Разработать локальный нормативный акт по КОД;
Создать другие КИМы, учебный план и динамическое расписание;
Освоить технологию безотметочного обучения
Слайд 44Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП