Слайд 1Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах.
Слайд 2Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является
важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда,
когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Слайд 3Можно выделить определенные правила руководства:
1. Необходимо вызвать интерес к игре
у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо
сказочных героев.
Слайд 42. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал
и дидактические игрушки, игры.
Слайд 53. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач
- познавательного содержания;
Слайд 64. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки
детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них.
Слайд 75. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во
время, которое отводится в режиме на занятия.
Слайд 86. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к
ее продолжению, создать радостную перспективу.
Слайд 9Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры,
определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель
продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи.
Слайд 10Особенности руководства дидактическими играми детей 2 мл.группы :
· У детей
младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее,
чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Воспитатель полностью и подробно объясняет правила игры и показывает их в ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль. Педагог играет вместе с детьми.
· Сюрпризный момент должен стоять на первом месте в организации игр, необходимо, прежде всего, вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
· В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо).
· В ходе игры воспитатель использует вопросы, дает советы и предложения, поощряет детей, контролирует действия детей.
Слайд 11Особенности руководства дидактическими играми детей средней группы :
· У детей
среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и
здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Постепенно, по мере накопления опыта детьми воспитатель начинает играть второстепенную роль в игре, т.е. выполнять роль ведущего, но при возникновении каких-либо проблем в игре, снова включается в нее.
· Правила игры объясняются педагогом перед игрой и показываются с помощью «пробного хода». Своим примером воспитатель предупреждает неправильные действия детей. В ходе игры педагог внимательно следит за выполнением правил.
· В ходе игры воспитатель так же задает вопросы детям, наводящего или проблемного характера, делает реплики, дает советы, поощряет. На этом возрастном этапе педагог постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может давать оценку игровых действий, игры.
Слайд 12Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы:
· В этом возрасте
объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило, без показа их
выполнения.
· Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,
· В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике.
· Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре.
· Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры.
· При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.
Слайд 13Использованная литература:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -
м.: Просвещение 1991.
2. Воспитание детей раннего возраста Пособие для работников
ясли-сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. - М: «Просевщение,1981.
4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 1985.