Слайд 1Изучение основных положений методики развития речи разработанных Е.И.Тихеевой
.
Работу выполнила:
Лакеева В.Н.
Слайд 2
Методика выдвигает как основу развития речи детей в связи с
развитием мира их представлений так называемые уроки наблюдения. Основной их
принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов. Слово и предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться.
Уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться.
Слайд 3
Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах
развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал,
приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий.
Слайд 4
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта
ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и
труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Слайд 5
Педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих
на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Слайд 6
Поддерживать и развивать в детях сосредоточенное внимание в интересах постижения
предмета и развития их мышления и языка — вот главная
цель таких игр и занятий.
Содержание и методы ведения игр
1. Номенклатура (главным образом с маленькими детьми) — называние предметов, их качеств, действий, числовых и пространственных соотношений и т. п.
а) Называние предметов (что у нас в этой коробке?— Вот курочка, вот цыпленок, еще цыпленок и т. п.);
б) их качеств (у девочки платье красное, а передник белый. Кошка большая, а мышка маленькая и т. п.);
в) действий — с куклой (см. выше);
г) числовых соотношений (курочка одна, а цыплят много и др.);
д) пространственных соотношений (девочка сидит на стуле. Кошечка —в корзине. Чашка — на столе и др.).
Ведя игру, педагог комбинирует эти приемы, сопровождая словом и показом каждое явление, каждый предмет и его особенности.
Слайд 7
Занятиям с детьми по картинкам принадлежит в методике развития речи
детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь.
Эта потребность является пособником в деле развития его языка.
Слайд 8
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет
другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок
с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Слайд 9
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение
лексикона и речевых навыков детей.
1. Подбор эпитетов к предмету.
2. Подбор к предмету действий (глаголов).
3. Подбор обстоятельств.
4. Нюансы смысла слова: домик, дом, домище .
5. Вставление детьми пропущенных слов.
6. Распространение предложений.
7. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике).
8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд — паровоз, тендер, платформы, вагоны.
9. Упражнение на точность номенклатуры.
10. Составление предложений с определенным словом.
12. Объяснение слов.
13. Отгадывание и составление загадок.
14. Классификация предметов.
15. Заучивание и произношение скороговорок.
Слайд 10
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и
слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из
них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Слайд 11
Ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько,
что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему
обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые. На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей — живое слово.
Слайд 12
Это такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают
содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:
1)
разговор с детьми,
2) поручения и задания,
3) беседы,
4) рассказывание,
5) чтение,
6) письма,
7) заучивание стихотворений.
Слайд 13
Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха
— один из важнейших факторов в деле развития речи.
Детям
предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей,— абсолютной грамотности, по возможности художественности.
Слайд 14
Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в
семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития
речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
Слайд 15
Работая над ответственным делом развития речи детей мы не должны
забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в
том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:
1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.
5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, — всех сотрудников детского сада.
7. Содействовать овладению педагогами методами ведения работы по развитию речи детей.
Слайд 16
Ко времени передачи детей в школу результаты работы по развитию
речи могут быть такими:
Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов
в их главнейших признаках (качества, состояния, действия).
Сравнение двух предметов.
Описание явлений природы на основании собственных наблюдений.
Умение передать словом соотношение предметов в пространстве.
Изложение условий игры, игровых процессов.
Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов.
Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен.
Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и слышанного.
Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т. д.
Чтение. Медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов.