Слайд 1
Педагогические технологии
«Методика составление рассказа по картине по И.Н.
Мурашковской»
Презентацию подготовила:
Саблина Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ
СШ № 24 г. Волжский Волгоградской области
Слайд 2
Методика составление рассказа по картине И.Н.Мурашковской одна из методик ТРИЗ:
Технология
Решения
Изобретательских
Задач
ТРИЗ — технология решения
изобретательских задач, созданная
Генрихом Сауловичем Альтшуллером и
его коллегами.
Слайд 3Основа ТРИЗ
– это функционально-системный подход.
Выявляя причинно-следственные связи и
обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для
анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Особенность ТРИЗ-педагогики
она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
А это значит, что данная технология
отвечает задачам, поставленными ФГОС
Слайд 4Дидактические возможности ТРИЗ:
решение творческих задач любой сложности и направленности;
решение научных
и исследовательских задач;
систематизация знаний в любых областях деятельности;
развитие творческого воображения
и мышления;
развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
развитие творческих коллективов.
Методика работы по картине И.Мурашковской
способствует активизации словарного запаса учащихся с использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике.
Слайд 5Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:
1тип: “Описательный рассказ”.
Цель:
обучение детей составлению описательных
рассказов по картине в соответствии с
общедидактическими требованиями.
Виды получаемых рассказов:
рассказ как фиксация изображенных предметов –
объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие темы;
- развернутое описание конкретно взятого объекта;
словесно-выразительное описание изображенного с
использованием аналогий: поэтических образов,
метафор, сравнений;
Слайд 6Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:
2 тип: “Творческое
рассказывание по картине” (фантазирование)
Цель: учить детей составлять связанные рассказы
фантастического плана по мотивам
изображенного.
Виды получаемых рассказов:
рассказ как фантастическое преобразование
содержания;
фантастический рассказ об отдельно взятом
объекте;
- рассказ от имени изображенного предмета
Слайд 8
Пошаговая методика обучения рассказыванию по картине.
Шаг 1. “Дели!” (Определение состава).
Наводим
глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден
только один объект. Называем объекты и схематически рисуем их в кружочках на доске.
Слайд 9 Правда, иногда чья-то камера подъезжает так близко, что в
глазок попадает только часть объекта: косынка девочки, клюв утки. Тогда
можем детям сказать, что эти части уже учтены рисунками девочки и утки, а можем их нарисовать по отдельности, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев
Слайд 10Шаг 2. “Давай!” (Нахождение связей).
Соединим два кружочка на доске
и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между
собой объекты в этих кружочках. Характеристики объектов и действий Картинку разобрали на части, а теперь собираем заново. Пора наводить порядок, соединить части в целое.
Слайд 11
Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку.
Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем
о полученных ощущениях, используя 5 чувств: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (кожа), вкус (язык). 5 действий: увидеть, услышать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус.
Слайд 12
Шаг 4. Копилка образных характеристик. (делается не для рассказа, а
параллельно ему).
Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их,
рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
Учитель тем временем записывает готовые предложения в тетрадь или на доске. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, выстраиваются чуть позже.
Дети говорят полными предложениями.
Слайд 13Шаг 5. “Отставай-Забегай!” (Выстраивание временной последовательности).
Выбираем одного из героев
и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления
на картинке, что будет делать потом. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности
Слайд 14
Шаг 6. Переходим на разные точки зрения.
Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и
описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
Но рассказ по картинке зависит от рассказчика, точнее, от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Начинаем с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.
Слайд 15МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ
Шаг 1. Состав картинки.
Шаг 2. Связи и взаимодействия
между объектами.
Шаг 3. Характеристики объектов
и действий.
Шаг 4. Пополнение словарного
запаса образных
характеристик.
Шаг 5. События предшествующие
и последующие.
Шаг 6. Разные точки зрения.
Слайд 16Сочинение по картине.
(с использованием методики И. Мурашковской)
1.Рассказ о художнике и истории создания картины.
2.Рассматривание картины и работа по ней.
Шаг 1. Состав картинки. «Дели!» (что изображено, выделяем каждую
деталь картины)
Шаг 2. Связи и взаимодействия между объектами.
Шаг 3. Характеристики объектов и действий (рассказываем о полученных
ощущениях, используя 5 чувств: зрение (глаза), слух (уши),
обоняние (нос), осязание (кожа),вкус (язык). 5 действий: увидеть,
услышать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус)
Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик.
Шаг 5. События предшествующие и последующие. (выстраивание
временной последовательности).
Шаг 6. Разные точки зрения.
3. Составление плана сочинения.
4. Написание сочинения.
5. Анализ творческих работ школьников.
Слайд 17Заключение: результаты и перспективы
Что дала работа по
этой методике?
1.Появилась большая активность, дети хотят отвечать, им интересно.
Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки.
2.Словесное рисование закрепляется рисованием на листе. Рисунки выставляются, рассматриваются детьми, обсуждаются, а на уроке дети по ним рассказывают. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали.
3. Сочинения стали богаче словесно, красочные, с
выдумкой и фантазией.