Слайд 1система классных часов
для учащихся 5 классов
Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
Слайд 2«Уроки самоопределения»
система классных часов для учащихся 5-9 классов,
направленных на:
1. изучение школьниками своих личностных особенностей в целях
формирования реалистичной самооценки,
2. знакомство с миром профессий,
3.требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг,
4.правилами выбора профессии и планирования карьеры.
Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Слайд 3Цель работы:
формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации
на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Самым очевидным результатом
работы является более осознанный выбор профессии и профиля обучения.
Слайд 4Темы:
1. Самооценка
2. Направленность личности
3. Эмоционально-волевая сфера
4. Мыслительные способности
5. Интересы и
склонности
6. Способности и профессиональная пригодность
7. Профессия и карьера
8. Стратегия выбора
Слайд 5Самооценка
Кто я? (Образ «Я» и самооценка)
Я знаю, как
на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все, губя,
Я
знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. Как вы их понимаете?
На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры.
Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.
Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная.
Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?
Слайд 6«Знаете ли вы себя?»
Когда ребята выполнят это задание, можно спросить,
кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на
четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.
«Кто Я?»
В течение 5 минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.
Слайд 7Направленность личности
Что такое хорошо и что такое плохо
Счастье и несчастье
человека
в такой же степени зависит от его нрава, как и
от судьбы
Франсуа Ларошфуко
Круг чтения
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).
1. На птичьем дворе.
Почему птицы обижали «гадкого утенка»?
Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?
Что вы можете сказать о героях сказки?
2. В избушке.
Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?
Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?
Почему утенок ушел из избушки?
3. Среди своих.
Почему для утенка была так важна оценка других?
Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?
Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?
Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.
Слайд 8 Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны
распределить по двум колонкам:
аккуратность, беспечность, внимательность,
гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.
В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры. Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.
Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?
В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.
Направленность личности
Что такое хорошо и что такое плохо
Слайд 9Эмоционально-волевая сфера
Я управляю стрессом
Тревога — это беспокойство
при мысли о будущих
неприятностях,
которые чаще всего не происходят.
Д. Локк
Широко известный термин «стресс» ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса: эустресс — конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс — деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.
Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.
Запишите в правую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую — качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.
Слайд 10Я управляю стрессом
Определение уровня тревожности
Послушайте ряд
утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом
с его номером «+», если нет — «—».
1.У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8.Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9.Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10.Я болезненно реагирую на критические замечания.
11.Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12.Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
13.Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14.Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
15.Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16.Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17.Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18.Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19.Психологический климат в классе влияет на мое состояние
20.После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитайте количество положительных ответов:
0—6 — низкий уровень тревожности
7—13 — средний уровень тревожности
14—20 — высокий уровень тревожности.
Слайд 11Тест «Оценка школьных ситуаций»
Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости
от того, насколько они вас волнуют:0 — не волнует, 1
— мало волнует, 2 — волнует, 3 — очень волнует.
1.Ответ у доски.
2.Разговор с директором школы.
3.Учитель решает, кого спросить.
4.Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5.Выполнение контрольной работы, зачет или экзамен.
6.Учитель сообщает оценки за контрольную работу.
7.Ожидание родителей с родительского собрания.
8.Принятие важного решения.
9.Участие в соревнованиях, конкурсах.
10.Неожиданный вопрос учителя.
Обработка и интерпретация результатов:
до 10 баллов — низкий уровень тревожности;
11—20 баллов — средний уровень тревожности;
21—30 баллов — высокий уровень тревожности.
Среди тревожных много ответственных людей. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.
Слайд 12Мыслительные способности
Память и внимание
На внимание и память жалуются все,
на рассудок
— никто.
Внимание — это
направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией.
«Двойной счет»
Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» — «19» и т. д.
Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.
Игра «Муха»
На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 х 3). Воображаемая муха находится в центре поля. Учащиеся по очереди (порядок может определять учитель) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики должны внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.
Слайд 13Мыслительные способности
Память — это способность запоминать то, что
мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и
в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение — основные функции памяти.
Как тренировать память
Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.
Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали.
Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.
Память и внимание
Слайд 14Интересы и склонности в выборе профессии
Профессиональные интересы
«Или-или»
Материалы: тексты опросника и
бланки к упражнению «Или-или» (можно зачитывать пары утверждений вслух).
Слайд 15«Или-или»
Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины
(1б)
Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б)
Иллюстрировать
книги (3а) или следить за развитием растений (3б)
Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б)
Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б)
Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б)
Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б)
Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б)
Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б)
Лечить животных (10а) или лечить людей (10б)
Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б)
Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б)
Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б)
Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б)
Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б)
Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б)
Расписывать стены (17а) или строить здания (17б)
Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б)
Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б)
Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)
Обработка результатов заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов:
Ч - «Человек», Т - «Техника», П - «Природа», З - «Знак», И - «Искусство
Слайд 16«Найди пару»
К группе «Человек» относится большинство профессий.
Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив
их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»:
Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий и по возможности предмет, или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно услышать каждого и дать высказаться всем желающим.
Слайд 17
Способности и профессиональная пригодность
Задатки и склонности
Каждый
человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и
мозга, которые называют «задатками», то есть заранее данными качествами, дарами, которые мы получаем при рождении. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.
На основании задатков возникают способности — индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности мышления, памяти, внимания.
«Я умею…»
Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу.
Если трудно начать, первую фразу может сказать учитель, например, «я умею печь пироги, играть в теннис, дрессировать хомячков» и т.д. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то в течение 3 с. не может ничего придумать, слово переходит к следующему.
Слайд 18
«Кто ближе?»
Ученик выходит к доске. На расстоянии 3-4-х
метров от него находится предмет – мяч, портфель, стул. Учитель
завязывает глаза ученику. После этого ученик должен как можно ближе подойти к этому предмету, не задев его. Выигрывает тот, кто подойдет ближе всех.
Вопрос учащимся: Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей?
Знаете ли вы людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам?
Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области. Какими из них вы обладаете?
Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены?
Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?
Способности и профессиональная пригодность
Слайд 19
Профессия и карьера
Что я знаю о профессиях
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый
год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые.
Вопрос учащимся: Что такое профессия? (учитель может записать ответы детей на доске)
«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности»
Загадки: Учитель читает загадки, а ученики хором отгадывают их:
Он и волк, и Дед Мороз Трактор водит (тракторист),
И смешит ребят до слез, Электричку… (машинист),
В прошлый раз был педагогом, Стены выкрасил… (маляр),
Послезавтра – машинист, Доску выстругал… (столяр)
Должен знать он очень много, В доме свет провел..(монтер),
Потому что он – … (Артист) В шахте трудится…(шахтер),
В жаркой кузнице…(кузнец),
Кто все знает… (молодец)!
Игра «Аукцион»
Первый учащийся с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей и т.д. Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.
Слайд 20Что я знаю о профессиях
Что такое «труд»? (учитель может записать
ответы детей на доске)
«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на
создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей»
Какие вы знаете пословицы о труде?
«Угадай пословицу»
В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание.
Слайд 21Стратегия выбора профессии
Азы правильного выбора
Если ты ничего не можешь,
ты ничего
не должен хотеть.
Раздайте ребятам по
три листочка бумаги, желательно трех цветов. Попросите написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения)
На втором листочке (МОГУ) напишите, что вы можете.
На третьем листочке (НАДО) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.)
Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Слайд 22Азы правильного выбора
1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и
желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются,
это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Слайд 23Азы правильного выбора
Как бы вы могли разместить свои листочки на
парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?
Как
вы думаете, на что вы вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?
Подумайте, чем можно дополнить эту схему?
Ее можно дополнить элементом «ЕСТЬ».
«ЕСТЬ» - это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это – ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.
«Есть!»
Насколько у вас сформированы навыки?
Слайд 24Азы правильного выбора
Поменяйтесь листочками с соседом по
парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою
(только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед.
Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?
Качества, которые вы только что оценивали, определяю профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.
Сегодня узнали секрет правильного выбора профессии. Он прост. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением? Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?