Слайд 1
Проект педагога-психолога Талыгиной А.Ю.
по оптимизации форм общения детей со сверстниками
и взрослыми и формированию более благоприятного отношения к себе
«Сказкотерапия –
лечение детской души»
мораль невозможна, если человек не ценит себя, поскольку в этом
случае он начинает зависеть от мнения других. Большинство людей оценивают себя настолько, насколько их ценят окружающие.»
Макс Шелер
Слайд 3
Вид проекта: творческий, развивающий
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность проекта:
Среди
современных детей все чаще можно встретить агрессивных, тревожных, и в
то же время замкнутых детей, с низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают личность. Подобные эмоции несообразны внутренней природе человека и поэтому приводят чаще всего к эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу.
Занятия, основанные на сказкотерапии, это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности. Посредством сказки происходит эмоциональное очищение ребенка. Пережив чувства героя, он идентифицирует их у себя, таким образом, очищая то, что у него накопилось. Те же страхи, те же переживания, те же горести – все это через сказку ребенок может осознать, пережить в волшебной игровой форме без ущерба эмоционального внутреннего мира. Это значит, что эмоциональный фонд ребенка будет очищен, вылечен.
Применение методов сказкотерапии помогает ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страха и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.
Проведенные исследования в ДО-4м (в начале 2016/17 учебного года) показали, что у многих детей старшей группы занижен уровень самооценки. Так же отмечается повышенный уровень тревожности, беспокойства, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. Наблюдение и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания программы по формированию психологического здоровья дошкольников.
Слайд 5
В связи с этим
возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии эмоциональной регуляции поведения,
нормализации эмоционального самочувствия и общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью был разработан и внедрен в образовательный процесс детского сада проект «Сказкотерапия – лечение детской души», как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, становления самосознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 6Цель проекта: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья
детей дошкольного возраста.
Главной задачей проекта является гармонизация внутреннего мира
ребенка.
Задачи проекта:
развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
снижение уровня тревожности и агрессивности;
развитие умения преодолевать страхи;
формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
Этапы реализации проекта:
I этап – (подготовительный) – выявление проблемы, диагностика, формирование цели, задач, подбор методической литературы, разработка проекта;
II этап – (основной) – выполнение проекта, практическая деятельность;
III этап – (заключительный) – итоговая диагностика, презентация проекта
Слайд 7Педагогические принципы реализации проекта:
принцип единства диагностики и коррекции;
позитивность (создание поддерживающей,
доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных потребностей;
от
сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;
сказочная ситуация представляется в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;
постепенный переход из роли пассивного слушателя в активного участника творческого процесса создания сказок;
вариативность.
«Группа риска» набиралась, с учетом особенностей каждого ребенка. В работе использовались результаты наблюдений, психологическое тестирование и анкетирование.
На диагностическом и контрольном этапе применялись методики:
тест «Рисунок семьи» (исследование внутрисемейных отношений);
методика «Лесенка» (исследование самооценки»);
методики «Незаконченные предложения», «Несуществующее животное» (исследование уровня тревожности, агрессивности);
методика «Картинки» (исследование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками)
Слайд 8Ожидаемый результат
Ребенок с адекватной самооценкой
Ребенок с положительным отношением
к себе
и сверстникам
Ребенок с развитой эмпатией
Ребенок, умеющий свободно выражать свое «Я»
Обогащение
словарного запаса
Развитие воображения и произвольного внимания
Слайд 9Структура занятий:
1.Приветствие или ритуал. Например, катание яблочка по тарелочке –
оно «начинает показывать сказку». Можно передавать из рук в руки
«волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо и т.д.)
2. Мысленная картинка
3. Игровые приемы
4. Чтение сказки
5. Беседа, обсуждение сказки
6. Прощание
Занятие делится на несколько частей:
создание «мысленной картинки» - ребенок мысленно рисует картинку на определенную тему, а затем рассказывает о том, что у него получилось;
в ходе обсуждения психолог подводит ребенка к определенному выводу;
далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике), после прочтения или рассказывания сказки, психолог вместе с ребенком обсуждает сказку;
затем проводится игра на эту же тему
Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей. Продолжительность занятия: для детей 4 лет – 15 минут, для детей 5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25 минут. В занятия включены упражнения и приемы, которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
Для непосредственного терапевтического воздействия используется три вида сказок:
художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
психокоррекционные;
психотерапевтические
Слайд 10 При работе над авторской психокоррекционной сказкой следует
соблюдать ряд правил:
вначале нужно обдумать проблему;
затем сформулировать основную идею сказки;
не
пользоваться вычурным или чересчур сложным языком;
в сказке можно сочетать реальных и вымышленных персонажей;
рассказывая о проблемах и недостатках героя, не забывать подчеркивать его достоинства;
помнить о юморе;
- у сказки должен быть счастливый конец
Слайд 11 Методы сказкотерапии:
Рассказывание сказки взрослым.
При выборе подходящей сказочной истории, психолог руководствуется индивидуально-личностным
подходом к каждому воспитаннику. Это помогает выбрать сказку наиболее понятную ребенку и близкую ему по проблематике.
Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Если ребенку нравиться сказка, значит она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности.
Слайд 12 Рассказывание сказки ребенком.
Рассказ о сказочных героях. Психолог
открывает сундучок, в котором находятся изображения сказочных героев, и предлагает
ребенку выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали тот или иной персонаж, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.
Слайд 13 Пересказ сказки. Педагог обращает особое внимание на то, как
перескажет сказку ребенок, что окажется в ней для него важным,
какие подробности добавит. Это важно потому, что ребенок выделяет именно те детали, которые значимы лично для него.
Рассказ сказки по кругу (для группы детей старшего дошкольного возраста). Каждый из детей начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий ребенок.
Рассказ сказки от лица различных персонажей. Психолог обращает внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.
Переписывание или «перевирание» сказки. При этом методе у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, поможет ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.
Слайд 14 В сказкотерапии существует еще множество методов, которые
можно применять на практике. Среди них:
калькирование – переписывание старой
сказки на новый лад в совершенно ином жанре. Например, переделать сказку К. Чуковского «Мойдодыр» в детективную историю;
сказка «наизнанку» – придание сказочным героям противоположных черт характера. Например, девочка Элли превращается в трусишку, а «трусливый» лев ничего не боится;
инсценирование сказки – драматизация;
иллюстрирование сказки – рисование и изготовление поделок.
Главное достоинство этих приемов – возможность рассмотреть любую проблему с разных сторон, ведь на вопросы сказочных задач нет единственно правильного ответа. Любое решение верно, поэтому сказочные задачи служат прекрасным средством для решения внутренних проблем воспитанников.
Слайд 16 Так же в программе используется психогимнастика (ролевые
действия и ролевые образы). Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей,
различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным.
В младшем дошкольном возрасте дети осваивают ролевую гимнастику с ролевых действий (попрыгать как зайчик, походить как кошечка и т.д.) Важным является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.д.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.)
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных, сказочных персонажей; социальных ролей (учителя, медицинской сестры, мамы, бабушки и т.п.) Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Так же используются пальчиковые драматизации или плоскостной театр.
Слайд 18Основные приемы работы со сказкой:
Анализ сказок. После прослушивания педагог обсуждает
сказку с детьми.
2. Рассказывание сказок. Прием помогает развивать фантазию, воображение,
способность к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица; от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. (Например, как сказку о «Колобке» рассказала бы Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая)
3. Переписывание сказок. Этот прием имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это – важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Слайд 194. Обыгрывание сказки с помощью кукол и игрушек. Работая с
куклой и игрушками, ребенок видит, что каждое его действие отражается
на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок по каким-то причинам не может себе позволить.
5. Сочинение сказок.
Слайд 21Показатели эффективности:
у детей снимается физическое и психическое напряжение;
дети
учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям,
чувствам, состояниям;
улучшаются и активизируются выразительные средства общения, пластика, мимика и речь;
развивается фантазия и образное мышление;
эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру, формируется положительный образ своего «Я» и принятие себя.
Слайд 23Заключение
По результатам контрольной диагностики можно сделать вывод
о том, что те задачи, которые были поставлены, выполнены. Подводя
итоги работы над проектом, следует отметить эффективность применения методов сказкотерапии в психологической помощи детям.
Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Методы сказкотерапии позволяют развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка.
Слайд 24 Детям сказки мы читаем про любовь, добро
и зло.
Сказки лечат подсознание всем, кому не повезло.
Сказкотерапия чудом избавляет
от тревог,
Лечит страхи и капризы ,и в душе переполох.
Сказки, притчи и былины наделяют добротой.
Забываются обиды, возвращается покой.
Детям трусость исцеляют, превращают в смельчака.
И лгунишки понимают – честность больше им нужна.
Сказка дружбу развивает и уверенность в себе.
Одиночкам возвращает понимание в семье.
Изгоняют грусть и скуку,
Ведь в душе без них светло!
Психология – НАУКА,
лечит сказками давно!
Слайд 25Методическое обеспечение проекта:
Разработанная коррекционно-развивающая программа
«Сказкотерапия детских проблем»
(авторы-составители
Азаматова О.В., Лучинина Л.Ю., переработчик Талыгина А.Ю.);
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
«Практикум по сказкотерапии».
Санкт-Петербург 2013 г.
2. Ткач Р.М. «Сказкотерапия». Санкт-Петербург 2008 г.
3. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души: терапевтические сказки».
Москва 2013 г.
4. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». Санкт-Петербург 2014 г.
5. Микляева Н.В. «Воспитание ребенка чудом». Москва 2012 г.
6. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва 2012 г.