Слайд 1Презентация с мировой литературы
ученицы 11 класса
Соколовской Елены
Презентации по литературе
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Патрик Зюскинд
Парфюмер. История одного убийцы
Слайд 4Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был опубликован более 30 лет назад,
в 1985 году, и сразу же стал мировым бестселлером. Популярность
его растет с каждым годом, и все большее количество читателей пополняет ряды фанатов «Истории одного убийцы». Интрига сюжета начинается уже с самого начала повествования. Автор обещает поведать историю о гениальном и в то же время отвратительном человеке, ставя его в один ряд с маркизом де Садом и Наполеоном Бонапартом. И с первых же строк акцентирует внимание на «летучем царстве запахов», в котором и проявилась вся гениальность и проявилась вся гениальность и отвратительность главного героя.отвратительность главного героя.
Слайд 6Действие романа происходит в Париже ХVIII века. Весь сюжет подчинен
описанию рождения, жизни и смерти главного героя – Жана-Батиста Гренуя.
Рожденный в «вонючем» Париже, безобразный и жалкий, брошенный матерью и отданный в приют, Гренуй имел странную особенность – он ничем не пах. Этот очевидный читателю контраст с описанием вони города уже вносит в восприятие текста некий диссонанс, интригует и вовлекает в дальнейшие перипетии сюжета.
Слайд 9Гренуй растет в нищете и одиночестве, помыкаемый и унижаемый всеми.
Случайно он обнаруживает в себе особый дар – уникальное чувство
обоняния и еще более уникальное умение коллекционировать запахи. Источниками для коллекции Гренуя были молодые красивые девушки, а заполучить их запах герой мог только одним способом – убив их.
Слайд 10Впрочем, «Парфюмер» – это не примитивный детектив, это скорее психологическая
драма. Личная драма одинокого человека, превратившая его в настоящее чудовище.
Собирая запахи из красоты и молодости убитых им девушек, Гренуй создает духи с совершенным ароматом. Они действуют на любого человека как дурман, наркотик, превращая его в раба. А хозяин таких духов отныне будет обладать абсолютной властью.
Слайд 13Но одиночество не исчезнет – Гренуй понимает это. Никто не
оценит глубины его гениальности, и он будет вечно один. Конец
жизни героя ужасен, и в то же время предсказуем: его, обрызганного божественными духами, в исступлении разрывает толпа нищих на кладбище. Власть и одиночество, гениальность и одержимость достигли своей вершины!
Слайд 16Несмотря на то, что в романе описывается Франция ХVIII века,
впечатления того, что читаешь историческое произведение, не складывается. Сознательно ли
Зюскинд не привязывал своего героя к описываемому времени или давал понять, что такие «герои» могли встретиться в любую эпоху, но аналогии литературных критиков заходят значительно дальше сравнений самого автора. Гренуя сравнивают и с тиранами ХХ века (Ленин, Сталин, Гитлер), результатами абсолютной власти которых стали миллионы человеческих смертей, и даже с самим Антихристом.
Слайд 18Меня же всегда больше интересовало мнение обычных читателей. И здесь
я сталкивалась с парадоксом: одних герой восхищал, у других –
вызывал откровенное отвращение – говорил автор. Что касается меня, то Гренуй на протяжении всего романа вызывал лишь одно чувство – жалость. Чем объяснить такую разницу в испытанных от прочтения эмоциях? Возможно, каждый из читателей бессознательно примерил судьбу главного героя на себя?..
Слайд 20Если искать аналоги в художественной литературе, то Зюскинд, конечно, не
был оригинален. Подобные «гренуи» встречались и в «Малютке Цахесе» Гофмана,
и в «Преступлении и наказании» Достоевского, и в работах Ницше. Но герой Зюскинда по-своему уникален в своей гениальности и ничтожности одновременно. Как, впрочем, каждый подобный герой – и в литературе, и в жизни.
Слайд 22Стиль романа поражает своим разнообразием. Здесь и романтические отступления, и
откровенная сатира, и философский уклон, и капля фантастики, и жестокость
реализма. Эта смесь творит настоящие чудеса, не позволяя привязывать произведение к какому-то определенному литературному течению. Впрочем, любители классификаций стандартно определяют его как постмодернистский роман, скорее всего из-за времени написания произведения.
Слайд 25«Парфюмер» читается быстро и легко, не оставляя равнодушным никого. Легкость
пера, увлекательный сюжет, прекрасная стилистика текста – все это дает
возможность полноценно насладиться вечером чтения книги «Парфюмер. История одного убийцы».