Слайд 1ПОРТФОЛИО
Учителя начальных классов
МОАУ СОШ №22
СОКОЛ
АННЫ КОНСТАНТИНОВНЫ
Слайд 2Повышение квалификации
Методическая работа
Внеурочные предметные достижения учащихся
Обобщение и распространение педагогического опыта
Самообразование
Результаты
деятельности педагога как классного руководителя
Оценка профессиональной деятельности
Учебные достижения учащихся
Общие сведения
об учителе
РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО
Слайд 3Информационная карта
Фамилия Сокол
Имя
Анна
Отчество Константиновна
Дата рождения 14.02.1959г.
Образование: высшее
Благовещенский государственный педагогический институт – 1990г.,
По специальности «Педагогика и методика начального обучения»,
Благовещенский государственный педагогический институт – 1990г.
По специальности «Учитель начальных классов»
Квалификация - учитель начальных классов
Трудовой стаж - 35лет
Педагогический стаж -35 лет
Категория -вторая квалификационная категория, присвоенная в 2008 году.
Место работы… «Муниципальное общеобразовательное автономное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 22» с 1978 года.
Слайд 5Учебно-методический комплект для начальной школы «Школа 2100»:
Программы
Учебники, соответствующие
базисному учебному плану
Рабочие тетради
Методические пособия
Дополнительная литература:
дидактические материалы, проверочные работы
Подвижные игры и физминутки в начальной школе
Слайд 6Мониторинг обученности по предметам
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
ОБЩЕЕ
Слайд 7Предметные олимпиады
Предметные конкурсы
Научно-практические конференции
Слайд 8Малая школьная НПК
«Мои первые открытия»
Слайд 9Результаты участия учащихся класса в олимпиадах
(школьный уровень)
Слайд 10
Результаты участия учащихся (школьный уровень)
Слайд 11Всероссийская дистанционная олимпиада «ЭМУ»
Слайд 12
Результаты участия учащихся (школьный уровень)
«Минута Славы»
Слайд 13
Результаты участия учащихся в конкурсе «Динамо»
Слайд 16
Анализ успеваемости и качества учащихся.
Слайд 18Цель моей воспитательной работы:
смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную
на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном
коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Моя воспитательная работа
Слайд 19Наши традиции:
Спортивные соревнования
Экскурсии
Праздники
Игры на свежем воздухе. Игра «Зарница»
Слайд 20
Тема по самообразованию
РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ НА УРОКАХ
Слайд 21Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя.
Э.Хаббард
Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В.А. Сухомлинский
Слайд 22Общая
характеристика проблемы
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной
деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления,
теоретических знаний.
В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Слайд 23Интерес, потребность
Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или
сосредоточенности её помыслов на определённом предмете.
Интерес проявляется в направленности внимания,
мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле.
Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним.
Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно!
Слайд 24
Познавательные интересы
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного
развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с
младшего школьного возраста.
Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Слайд 251.Развитие дифференцированности восприятия:
Задание № 1
- Скопируйте с образца. Напечатайте
рисунком те буквы, которые в нем нашли.
Цель: проверка точности восприятия.
Оценка
результатов:
а) по количеству ошибок при копировании;
б) по количеству верно записанных букв.
Задание № 2 .
- На доске написаны печатные буквы: Б Ю В П О Я.
- Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами.
(Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю).
Цель: проверка дифференцированности зрительного восприятия.
Оценка результатов: по количеству верно составленных пар.
Задание № 3
- Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове. Слова: рот, рама, говорит.
Цель: проверка дифференцированности слухового восприятия.
Оценка результатов: по общему количеству звуков, услышанных во всех словах.
Слайд 262.Развитие аналитичности восприятия и закрепления навыков письма
Тренировка по выработке
умения анализировать в системе.
Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте
из букв слова государство другие слова и запишите их.
Ответ:
Слайд 273.Диагностика прогнастичности восприятия
Задание 1.
-Какие четыре разные буквы можно напечатать, если
начинать написание всегда одинаково – с большой палочки. Добавлять разрешается
по одному элементу –Р,Г,Ь,Т).
Задание 2.
-Угадайте начало ,конец или середину слов:
По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно),
со.. ка (собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта).
Задание 3.
-Предскажите конец фразы:
Миша вышел на улицу и вдруг увидел…….(ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).
Задание 4.
- Закончите текст. Допишите одно- два предложения.
Наш кот Тимка – большой проказник. Раз он увидел на дереве дрозда. Мигом Тимка залез на дерево. Но дрозд заметил злодея……( Он клюнул кота в лоб. Тимка убежал.)
Слайд 28
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ .
-Коррекционные задания используются и проводятся на уроках русского
языка для формирования познавательной деятельности и повышение уровня общего развития
младших школьников.
1. Прочитай, выпиши предложения с вопросительным знаком.
-Что ты ёж такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
2.Спиши,проговаривая по слогам.
Петушок клюёт зерно.
-В ходе коррекционно –развивающего обучения рассматриваются задания, в которых учебный материал представлен в форме связного текста.
Задание 1.Прочитай. Спиши.
Как машины людям помогают
На машинах перевозят людей и грузы. Машины трудятся на полях на полях и стройках. Машины помогают считать.
Слайд 29Задание 1.
Прочитай . Спиши название видов транспорта в алфавитном
порядке.
Троллейбус, машина, автобус, самолет, поезд, катер, метро, вертолет, паром.
Задание 2.
Напиши
слова в два столбика: в левый - название птиц, в правый – насекомых.
Бабочка, муха, стриж, щегол, пчела, грач, жук, шмель, кукушка, чиж.
Дальнейшая работа проводится над заданиями , в которых учебный материал предоставлен в форме предложений.
Задание 3.
Прочитай. Напиши по памяти.
Колос дорог, хоть и мал.
Подбери , чтоб не пропал.
Задание 4.
Прочитай скороговорки. Спиши их.
Уж и ужи уже в луже. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Слайд 30 После проведенной работы над выше указанными заданиями учащиеся подводятся
к выводу о том ,что учебный материал может выражаться в
форме отдельных слов, предложений, связного текста.
Задание 1.
Допиши предложения о том, кто как передвигается.
Птица…….Змея……Лошадь……Лягушка……Рыба….
Слова для справок: прыгает, летает, плавает, бегает ползает.
Задание 2.
Измени слова по образцу.
Образец: музей – музеи.
Герои -…., сараи -…., муравьи - …..,воробьи - …..
Спиши по образцу, вставляя названия животных.
Громко лает собака дружок.
На крыше мяукает …Барсик. В сарае мычит … Красавка. Весело ржёт … Воронок.
Слайд 31В коррекционно – развивающее обучение вводятся специальные задания
на выявление места расположения этого компонента
по отношению к учебному материалу. Сначала рассматриваются случаи, когда образец находится перед учебным материалом.
Задание 1.
Замени в слове одну букву и напиши новые слова.
Образец: рога – рог.
Палка - ….., вилка - …., рак - …, кот - …., коса - ….
Затем анализируется другой случай, когда образец представлен после учебного материала.
Задание 2.
Прочитай .С помощью предлогов объедини пары слов так, чтобы получились сочетания слов.
Готовиться – праздник, заниматься - кружок, выходить – дом, заботиться родители.
Образец: Пойти – друзья -Пойти к друзьям.
Слайд 32 Дальше коррекционно - развивающая работа направлена на формирование умения
устанавливать последовательность предстоящих действий при выполнении учебных заданий.
Задание1.
Спиши. Подчеркни
ЖИ одной чертой, ШИ – двумя.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Такие задания дают возможность развивать познавательные процессы ( аналитичность восприятия и навыков письма ) у детей с задержкой психического развития.
Слайд 33В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций:
как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая
умственная активность;
как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение;
как эмоционально-познавательное отношение к миру;
как стимул и мотив познавательной деятельности;
как педагогический инструмент деятельности.
Слайд 34 Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников
учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний.
Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.
Слайд 35
Надо было
убедить учащихся в важности предмета для изучения,
его полноценности, в изяществе и красоте того вопроса, который будет
рассматриваться на занятии.
«Смертельный грех учителя – быть скучным», - утверждала классическая педагогика прошлого.
Слайд 36 Познавательный интерес направлен не только на процесс
познания, но и на результат его, а это всегда связано
со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Слайд 37Основные каналы формирования познавательных интересов:
- содержание учебных предметов таят
в себе эту возможность;
- путём определенной организации познавательной деятельности
учащихся.
Слайд 38 Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,
который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет
удивляться.
Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится с в состоянии ожидания чего-то нового.
пути осуществления этой задачи
Слайд 39К.Д. Ушинский
писал о том, что предмет,
для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов,
а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Вот почему для поддержания познавательного интереса учу детей умению в знакомом видеть новое.
Слайд 40 Явления жизни, ставшими обычными для ребёнка в
силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в
обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Перевести ребёнка со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей – моя задача.
Слайд 41 Надежный показатель качества знаний, умений и навыков младшего
школьника – это самостоятельное выполнение задания.
Как научить ученика
работать самостоятельно?
Использование подготовительных и подводящих упражнений.
Продумывание последовательности заданий.
Вариантность.
Комментирование заданий.
Наглядность.
Слайд 42 Занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса.
Игра – одно из важнейших средств умственного
и нравственного воспитания детей; это средство. Снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка.
Слайд 43Загадки, пословицы и поговорки о физкультуре, спорте, разумном стиле жизни.
Используя их в работе, тем самым предоставляю ребёнку возможность:
наблюдать
за окружающим миром;
учит воспринимать жизнь многогранно;
помогает совершенствовать речь;
тренирует внимание и память;
развивает любознательность.
Слайд 44 Позитивная эмоциональная атмосфера на уроке, во время проведения
мероприятий способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к
знаниям.
Слайд 45 Метод направленного наблюдения
(авторы метода А. Родионов, В. Родионов) широко
использую в своей педагогической деятельности.
Какому типу соответствует тот или иной
учащийся выявляю методом направленного наблюдения. Активный, замкнутый, взрывной или зависимый тип оценивается особенностями психодинамических свойств детей по «внешним проявлениям» (в поведении и деятельности).
Слайд 46 Внеклассные мероприятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная
латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Подготовка к
мероприятиям заставляют учителя «рыться» в литературе, «делать вылазки в Интернет», таким образом освежая, расширяя, углубляя свои познания, в результате повышается качество преподавания предмета.
У детей внеклассные мероприятия вызывают интерес, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной деятельности.
Слайд 47Диагностика уровня познавательных способностей учащихся класса.
2 А класс
Слайд 51На уроках применяю :
Работу с одаренными детьми
Системно -деятельностный
подход
Личностно-ориентированное обучение
Слайд 52Активно использую в своей практике:
ИКТ технологии
Игровые
технологии
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 53 Разработка программно-методического материала
Слайд 54 Разработка программно-методического материала
Слайд 55 Разработка программно-методического материала
Слайд 56Открытый урок :
Выступление на школьном консилиуме:
Открытый урок :
Слайд 57
Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению
обучения в начальной школе средствами инновационной деятельности, пришла к выводу,
что положительный результат можно достигнуть только при условии:
Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
Грамотного использования диагностического инструментария;
Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
Системного применения самостоятельных работ на уроках;
Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
6.Мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выводы:
Слайд 58
Выявлены проблемы:
В связи с введением ФГОС необходимо подобрать
инструментарий для отслеживания УУД. Диагностика результативности образовательного процесса не может
ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.
Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
Отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
Слайд 59Создание банка диагностических методик для отслеживания УУД.
Создание банка заданий для
коррекционной работы с учащимися.
Привлечение к сотрудничеству родителей.
Слабая материальная обеспеченность семей;
Недостаточная
заинтересованность родителей к обучению учащихся.
Для совершенствования педагогической системы разработана программа дальнейшей деятельности.
Слайд 60Девиз педагогической деятельности
усердие
сотрудничество
поддержка
единство
харизма