Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Камешково
Черепанова Юлия Сергеевна
учитель
начальных классов
Педагогический стаж – 4 года
«Формирование и развитие
познавательной компетенции через применение интерактивных форм обучения в классно-урочной модели начального образования»
Представление опыта по теме:
Слайд 2Условия возникновения
и становления опыта
Возникновение и становление опыта
проходило в условиях МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области
с 2013 по 2015 г. На становление опыта оказали влияние следующие факторов:
Переход начальной школы на новые образовательные стандарты начального общего образования;
Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения,
Снижение уровня грамотности учащихся.
Таким образом, применение интерактивных форм обучения является условием успешного формирования познавательной компетенции учащихся.
Слайд 3Актуальность опыта
«Не навязывайте ваши методы обучения своим детям, поскольку они
родились в другое время». (Эбрю Проверб)
Опыт развивает познавательную компетенцию
учащихся, является перспективным, так как способствует развитию личности ребёнка.
Знания, умения и навыки “важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций”.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования также свидетельствует об его актуальности.
Следовательно, опыт позволяет решить противоречие: между современными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы и традиционными формами обучения, которые используют учителя начальных классов.
Слайд 4Цель:
Создание педагогических условий для формирования познавательной компетентности учащихся через
применение
интерактивных форм обучения.
Гипотеза опыта:
Применение интерактивных форм обучения способствует
формированию и развитию познавательной компетенции.
Слайд 5Задачи
изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
создать банк интерактивных
методов, форм, влияющих на эффективность образовательно – воспитательного процесса в
начальной школе, на формирование познавательной компетенции школьников
создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую интерактивное обучение
Апробировать методы, формы интерактивного обучения на различных уроках.
выявить эффективность использования интерактивных форм организации учебного процесса для развития познавательной компетенции младшего школьника.
Слайд 6Ведущая педагогическая идея
«Учитель никогда не должен забывать о том,
какие
дети в классе,
как мыслит каждый его ученик,
что будет
ему легко, что трудно…
Нужны разнообразные приемы и методы обучения,
чтобы вызвать интерес к учебе…»
П.Н.Чернов.
Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Слайд 7Теоретическая база опыта
Интерактивное обучение в переводе с английского (interactive learning)
обозначает «научение» (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии
учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося- участника служит центральным источником учебного познания. (М. Кларин, 2000г.)
Слайд 8КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности,
опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение
к предмету деятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
(Хуторской А.В.)
Слайд 9Опыт по формированию и развитию познавательной компетенции учащихся на уроках
опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих
ученых:
Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся),
Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я. (Теория проблемного обучения),
И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование),
Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса),
Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса),
А.В. Хуторского ( Определение ключевых компетенций)
А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, И.В.Абакумова (Смысловая педагогика вариативного развивающего образования).
Слайд 10Новизна опыта
Новизна опыта заключается в смене ролей учителя – ученика.
При использовании интерактивных методов обучения вместо иерархии подчиненности они становятся
партнерами в познавательном процессе. А игровой характер и дух соревновательности обеспечивает естественность познания, раскрытие и развитие потенциала личности, создание благоприятной среды для реализации природных способностей каждого ребёнка. При этом содержанием образования становится познавательный процесс, позволяющий формировать у учащихся различные компетенции.
Слайд 11Технология педагогического опыта
Этапы работы над формированием
познавательной компетенции:
1 этап – 1 класс ( подготовительный)
1. Стартовая диагностика сформированности познавательной мотивации учащихся на начало 1 класса. (экспресс-диагностика Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В.Сазоновой)
Вывод: Преобладает высокий уровень учебной мотивации, но есть учащиеся, у которых учебная мотивация не сформирована. Это влияет на формирование и развитие познавательной компетенции.
Слайд 12Диаграмма уровня развития учащихся на начало 1 класса:
Вывод: Уровень развития
у учащихся разный.
Преобладает средний уровень.
Слайд 13 2. Реализация основ коллективного обучения
Организация взаимодействия в статичных парах:
а)
освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)
Работа с карточкой
на
уроке русского языка
10 минут
Групповая карточка
Низкий уровень сложности
Слайд 14б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».
Знакомство с деятельностью в парах сменного
состава (игры «Карусель», «Медвежонок»)
2 этап – 2 класс (основной, этап
взаимодействия)
- Обновление, пополнение предметно - развивающей среды;
- Организация выбора (выбор карточек, выбор партнёра, выбор предмета, выбор материала, выбор предметной области, выбор инструментов).
- Работа в парах сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Медвежонок» и т.д.)
- Организация деятельности в статичных группах
- Организация деятельности в мигрирующих группах.
- Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах.
Слайд 153 этап – 3 класс (рефлексивный)
- Обновление, пополнение предметно –
развивающей среды (анализ среды)
- Организация деятельности с использованием всех форм
интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава («Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки»), мигрирующие группы и центр активного обучения.
- Диагностика познавательных способностей учащихся.
Слайд 16Структура учебного занятия, направленного на формирование познавательной компетенции :
подготовительный этап;
I
этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных
групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.
Слайд 17Интерактивные формы организации учебного процесса:
Урок - семинар, урок -
практикум, урок - проект (монопроект), урок - диалог и др.,
где
развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в
1). Фронтальную работу в кругу ( коллективное обучение).
2). Статичные группы ( группы постоянного состава).
3). Мигрирующие группы ( группы, находящиеся в движении).
4).Статичные пары ( пары постоянного состава).
5). Пары сменного состава ( пары, находящиеся в движении)
Слайд 181.Фронтальная работа в кругу
Умение слушать
Умение высказывать свои мысли
Умение сочетать индивидуальное
и коллективное
2.Статичные группы
Действия учителя :
Объяснение цели предстоящей работы.
Разбивка учащихся на
группы.
Раздача заданий для групп.
Контроль за ходом групповой работы (попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения).
Подведение итогов (совместно с учащимися). Оценивание (самооценка учащихся предшествует учительской оценке).
Слайд 193. Мигрирующие группы (находящиеся в движении)
Урок изучения нового материала
Урок-закрепление
4.Статичные пары
(пары постоянного состава)
Цели использования данной формы работы:
проведение взаимопроверки, взаимодиктантов и
т.п.
изучение детьми алгоритмов парной работы
усвоение детьми «правил дружной работы»
подготовка учеников к работе в парах сменного состава
Слайд 205. Пары сменного состава
Цели данной формы работы в п.с.с.:
Повторить,
закрепить пройденный материал.
Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Преимущества:
Проработка большого количества
однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации.
Знакомство с разными способами общения и мышления.
Самоорганизация и самоконтроль.
Социализация.
Недостатки:
Требует подготовки большого количества карточек.
Дети должны уметь вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами и т.п.
Требует от учителя новых организационных навыков.
Слайд 21Интерактивные игры
Игра «Карусель
Предметно-развивающая среда по темам:
Русский язык:
«Безударные гласные в
корне слова»
«Глухие и звонкие согласные в корне слова»
«Имя существительное»
«Имя прилагательное»
«Глагол»
Окружающий
мир:
«Формы земной поверхности»
«Путешествие по материкам»
«Дикие и домашние животные»
Слайд 22Игра «Медвежонок».
Предметно-развивающая среда по темам:
Математика:
«Конкретный смысл действия умножения»
«Десятки. Счёт
десятками до 100»
«Меры времени. Как не потерять минутку»
Игра «Школа Разведки»
Предметно-развивающая
среда по темам:
Литературное чтение:
Устное народное творчество. Загадки, песенки, потешки.
Сказка «Гуси-лебеди
В.Драгунский «Тайное становится явным»
Слайд 23Приёмы использования интерактивного оборудования
Интерактивные доски,
приставки
Слайд 25Решение
проектных
задач
Литературное чтение.
Проект «9 мая -День Победы»
Слайд 26Результативность
Применение интерактивных форм обучения привело к достижению следующих
результатов:
.
Вывод: К концу 2 класса познавательная мотивация сформирована почти у
всего класса. Значительно снизилось количество учащихся, которые имели внешнюю мотивацию.
Слайд 27Качество обученности
Вывод: Прослеживается положительная динамика роста качества обученности по основным
предметам. Учащиеся стали более серьёзно готовится к урокам, потому что
интерактивные формы обучения включают в деятельность каждого ребёнка.
Слайд 28:
Вывод: Использование на уроках интерактивных форм обучения положительно влияет на
рост уровня познавательной компетенции учащихся, на формирование у учащихся стремления
к поисковой деятельности.
Динамика уровня сформированности познавательной компетенции
Слайд 29Самооценка учащихся
Вывод: К концу 2 класса у большинства учащихся сформирована
адекватная самооценка.
Слайд 30 Дети
Родители
Результаты анкетирования учеников и их родителей
Вывод: Ученикам нравится выполнять
коллективные проекты социальной направленности.
Слайд 31Адресная направленность
Данный опыт может быть использован как учителями начальной школы,
так и организаторами внеурочной деятельности учащихся и учителями основной школы,
работающих над проблемами реализации ФГОС ООО.
Слайд 34Список литературы:
.
Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. –
Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.
Кларин М. Интерактивное
обучение. – Педагогика. 2000, № 7.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника : диагностика и развитие : практич. пос. / Н.В. Калинина,С.Ю. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.