Разделы презентаций


Опыт работы на тему: Формирование и развитие познавательной компетенции через применение интерактивных форм обучения"

Содержание

Условия возникновения и становления опыта Возникновение и становление опыта проходило в условиях МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области с 2013 по 2015 г. На становление опыта оказали влияние

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Камешково
Черепанова Юлия Сергеевна
учитель

начальных классов
Педагогический стаж – 4 года

«Формирование и развитие

познавательной компетенции через применение интерактивных форм обучения в классно-урочной модели начального образования»

Представление опыта по теме:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 г.Камешково Черепанова Юлия Сергеевнаучитель начальных классовПедагогический стаж – 4

Слайд 2Условия возникновения и становления опыта
Возникновение и становление опыта

проходило в условиях МОУ СОШ №1 г. Камешково Владимирской области

с 2013 по 2015 г. На становление опыта оказали влияние следующие факторов:
Переход начальной школы на новые образовательные стандарты начального общего образования;
Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения,
Снижение уровня грамотности учащихся.

Таким образом, применение интерактивных форм обучения является условием успешного формирования познавательной компетенции учащихся.


 
Условия возникновения  и становления опыта  Возникновение и становление опыта проходило в условиях МОУ СОШ №1

Слайд 3Актуальность опыта
«Не навязывайте ваши методы обучения своим детям, поскольку они

родились в другое время». (Эбрю Проверб)
Опыт развивает познавательную компетенцию

учащихся, является перспективным, так как способствует развитию личности ребёнка.
Знания, умения и навыки “важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций”.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования также свидетельствует об его актуальности.
Следовательно, опыт позволяет решить противоречие:   между современными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы и традиционными формами обучения, которые используют учителя начальных классов.

Актуальность опыта«Не навязывайте ваши методы обучения своим детям, поскольку они родились в другое время». (Эбрю Проверб) Опыт

Слайд 4Цель:
Создание педагогических условий для формирования познавательной компетентности учащихся через

применение
интерактивных форм обучения.

Гипотеза опыта:





Применение интерактивных форм обучения способствует

формированию и развитию познавательной компетенции.
Цель: Создание педагогических условий для формирования познавательной компетентности учащихся через применение интерактивных форм обучения. Гипотеза опыта:Применение интерактивных

Слайд 5Задачи
изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
создать банк интерактивных

методов, форм, влияющих на эффективность образовательно – воспитательного процесса в

начальной школе, на формирование познавательной компетенции школьников
создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую интерактивное обучение
Апробировать методы, формы интерактивного обучения на различных уроках.
выявить эффективность использования интерактивных форм организации учебного процесса для развития познавательной компетенции младшего школьника.
Задачиизучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.создать банк интерактивных методов, форм, влияющих на эффективность образовательно –

Слайд 6Ведущая педагогическая идея
«Учитель никогда не должен забывать о том,
какие

дети  в классе,
как мыслит каждый  его ученик,
что будет

ему легко, что трудно…
Нужны разнообразные приемы и методы обучения,
чтобы вызвать интерес к учебе…»
П.Н.Чернов.

Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.

Ведущая педагогическая идея«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети  в классе, как мыслит каждый  его

Слайд 7Теоретическая база опыта
Интерактивное обучение в переводе с английского (interactive learning)

обозначает «научение» (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии

учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося- участника служит центральным источником учебного познания. (М. Кларин, 2000г.)
Теоретическая база опытаИнтерактивное обучение в переводе с английского (interactive learning) обозначает «научение» (стихийное или специально организованное), основанное

Слайд 8КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности,

опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение

к предмету деятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
(Хуторской А.В.)





КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей

Слайд 9Опыт по формированию и развитию познавательной компетенции учащихся  на уроках

опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих

ученых:
Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся),
Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.     (Теория проблемного обучения),
И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование),
Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса),
Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса),
А.В. Хуторского ( Определение ключевых компетенций)
А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, И.В.Абакумова (Смысловая педагогика вариативного развивающего образования).

Опыт по формированию и развитию познавательной компетенции учащихся  на уроках опирается на ведущие дидактические теории и концепции

Слайд 10Новизна опыта
Новизна опыта заключается в смене ролей учителя – ученика.

При использовании интерактивных методов обучения вместо иерархии подчиненности они становятся

партнерами в познавательном процессе. А игровой характер и дух соревновательности обеспечивает естественность познания, раскрытие и развитие потенциала личности, создание благоприятной среды для реализации природных способностей каждого ребёнка. При этом содержанием образования становится познавательный процесс, позволяющий формировать у учащихся различные компетенции.
Новизна опыта  Новизна опыта заключается в смене ролей учителя – ученика. При использовании интерактивных методов обучения

Слайд 11Технология педагогического опыта

Этапы работы над формированием

познавательной компетенции:
1 этап – 1 класс ( подготовительный)

1. Стартовая диагностика сформированности познавательной мотивации учащихся на начало 1 класса. (экспресс-диагностика Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В.Сазоновой)

Вывод: Преобладает высокий уровень учебной мотивации, но есть учащиеся, у которых учебная мотивация не сформирована. Это влияет на формирование и развитие познавательной компетенции.

Технология педагогического опыта    Этапы работы над формированием познавательной компетенции:1 этап – 1 класс (

Слайд 12Диаграмма уровня развития учащихся на начало 1 класса:
Вывод: Уровень развития

у учащихся разный.
Преобладает средний уровень.

Диаграмма уровня развития учащихся на начало 1 класса: Вывод: Уровень развития у учащихся разный. Преобладает средний уровень.

Слайд 13 2. Реализация основ коллективного обучения
Организация взаимодействия в статичных парах:
а)

освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)

Работа с карточкой
на

уроке русского языка

10 минут

Групповая карточка

Низкий уровень сложности

2. Реализация основ коллективного обученияОрганизация взаимодействия в статичных парах:а) освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)Работа

Слайд 14б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».
Знакомство с деятельностью в парах сменного

состава (игры «Карусель», «Медвежонок»)

2 этап – 2 класс (основной, этап

взаимодействия)
- Обновление, пополнение предметно - развивающей среды;
- Организация выбора (выбор карточек, выбор партнёра, выбор предмета, выбор материала, выбор предметной области, выбор инструментов).
- Работа в парах сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Медвежонок» и т.д.)
- Организация деятельности в статичных группах
- Организация деятельности в мигрирующих группах.
- Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах.
б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».Знакомство с деятельностью в парах сменного состава (игры «Карусель», «Медвежонок»)2 этап – 2

Слайд 153 этап – 3 класс (рефлексивный)

- Обновление, пополнение предметно –

развивающей среды (анализ среды)
- Организация деятельности с использованием всех форм

интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава («Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки»), мигрирующие группы и центр активного обучения.
- Диагностика познавательных способностей учащихся.
3 этап – 3 класс (рефлексивный)- Обновление, пополнение предметно – развивающей среды (анализ среды)- Организация деятельности с

Слайд 16Структура учебного занятия, направленного на формирование познавательной компетенции :
подготовительный этап;
I

этап – постановка проблемной ситуации;
II этап – формирование учебных

групп;
III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
IV этап – презентация групповых решений;
V этап – рефлексия прошедшего занятия.

Структура учебного занятия, направленного на формирование познавательной компетенции :подготовительный этап;I этап – постановка проблемной ситуации; II этап

Слайд 17Интерактивные формы организации учебного процесса:
Урок - семинар, урок -

практикум, урок - проект (монопроект), урок - диалог и др.,
где

развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в
1). Фронтальную работу в кругу ( коллективное обучение).
2). Статичные группы ( группы постоянного состава).
3). Мигрирующие группы ( группы, находящиеся в движении).
4).Статичные пары ( пары постоянного состава).
5). Пары сменного состава ( пары, находящиеся в движении)
Интерактивные формы организации учебного процесса: Урок - семинар, урок - практикум, урок - проект (монопроект), урок -

Слайд 181.Фронтальная работа в кругу
Умение слушать
Умение высказывать свои мысли
Умение сочетать индивидуальное

и коллективное
2.Статичные группы
Действия учителя :
Объяснение цели предстоящей работы.
Разбивка учащихся на

группы.
Раздача заданий для групп.
Контроль за ходом групповой работы (попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения).
Подведение итогов (совместно с учащимися). Оценивание (самооценка учащихся предшествует учительской оценке).
1.Фронтальная работа в кругуУмение слушатьУмение высказывать свои мыслиУмение сочетать индивидуальное и коллективное2.Статичные группыДействия учителя :Объяснение цели предстоящей

Слайд 193. Мигрирующие группы (находящиеся в движении)
Урок изучения нового материала
Урок-закрепление
4.Статичные пары

(пары постоянного состава)
Цели использования данной формы работы:
проведение взаимопроверки, взаимодиктантов и

т.п.
изучение детьми алгоритмов парной работы
усвоение детьми «правил дружной работы»
подготовка учеников к работе в парах сменного состава
3. Мигрирующие группы (находящиеся в движении)Урок изучения нового материалаУрок-закрепление4.Статичные пары (пары постоянного состава)Цели использования данной формы работы:проведение

Слайд 205. Пары сменного состава
Цели данной формы работы в п.с.с.:
Повторить,

закрепить пройденный материал.
Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Преимущества:
Проработка большого количества

однородных заданий в индивидуальном режиме с высокой степенью мотивации.
Знакомство с разными способами общения и мышления.
Самоорганизация и самоконтроль.
Социализация.
Недостатки:
Требует подготовки большого количества карточек.
Дети должны уметь вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами и т.п.
Требует от учителя новых организационных навыков.
5. Пары сменного состава Цели данной формы работы в п.с.с.:Повторить, закрепить пройденный материал.Подготовить учащихся к изучению нового

Слайд 21Интерактивные игры Игра «Карусель
Предметно-развивающая среда по темам:
Русский язык:
«Безударные гласные в

корне слова»
«Глухие и звонкие согласные в корне слова»
«Имя существительное»
«Имя прилагательное»
«Глагол»
Окружающий

мир:
«Формы земной поверхности»
«Путешествие по материкам»
«Дикие и домашние животные»

Интерактивные игры Игра «КарусельПредметно-развивающая среда по темам:Русский язык: «Безударные гласные в корне слова»«Глухие и звонкие согласные в

Слайд 22Игра «Медвежонок».
Предметно-развивающая среда по темам:
Математика:
«Конкретный смысл действия умножения»
«Десятки. Счёт

десятками до 100»
«Меры времени. Как не потерять минутку»

Игра «Школа Разведки»
Предметно-развивающая

среда по темам:
Литературное чтение:
Устное народное творчество. Загадки, песенки, потешки.
Сказка «Гуси-лебеди
В.Драгунский «Тайное становится явным»


Игра «Медвежонок». Предметно-развивающая среда по темам: Математика:«Конкретный смысл действия умножения»«Десятки. Счёт десятками до 100»«Меры времени. Как не

Слайд 23Приёмы использования интерактивного оборудования
Интерактивные доски,
приставки

Приёмы использования интерактивного оборудования Интерактивные доски, приставки

Слайд 25Решение проектных задач
Литературное чтение.
Проект «9 мая -День Победы»

Решение  проектных  задачЛитературное чтение. Проект «9 мая -День Победы»

Слайд 26Результативность
Применение интерактивных форм обучения привело к достижению следующих

результатов:

.
Вывод: К концу 2 класса познавательная мотивация сформирована почти у

всего класса. Значительно снизилось количество учащихся, которые имели внешнюю мотивацию.
Результативность  Применение интерактивных форм обучения привело к достижению следующих результатов:.Вывод: К концу 2 класса познавательная мотивация

Слайд 27Качество обученности
Вывод: Прослеживается положительная динамика роста качества обученности по основным

предметам. Учащиеся стали более серьёзно готовится к урокам, потому что

интерактивные формы обучения включают в деятельность каждого ребёнка.
Качество обученностиВывод: Прослеживается положительная динамика роста качества обученности по основным предметам. Учащиеся стали более серьёзно готовится к

Слайд 28:
Вывод: Использование на уроках интерактивных форм обучения положительно влияет на

рост уровня познавательной компетенции учащихся, на формирование у учащихся стремления

к поисковой деятельности.

Динамика уровня сформированности познавательной компетенции

:Вывод: Использование на уроках интерактивных форм обучения положительно влияет на рост уровня познавательной компетенции учащихся, на формирование

Слайд 29Самооценка учащихся
Вывод: К концу 2 класса у большинства учащихся сформирована

адекватная самооценка.

Самооценка учащихсяВывод: К концу 2 класса у большинства учащихся сформирована адекватная самооценка.

Слайд 30 Дети
Родители
Результаты анкетирования учеников и их родителей
Вывод: Ученикам нравится выполнять

коллективные проекты социальной направленности.

ДетиРодителиРезультаты анкетирования учеников и их родителейВывод: Ученикам нравится выполнять коллективные проекты социальной направленности.

Слайд 31Адресная направленность  
Данный опыт может быть использован как учителями начальной школы,

так и организаторами внеурочной деятельности учащихся и учителями основной школы,

работающих над проблемами реализации ФГОС ООО.
Адресная направленность   Данный опыт может быть использован как учителями начальной школы, так и организаторами внеурочной деятельности

Слайд 32Достижения учащихся

Достижения учащихся

Слайд 33Достижения учителя

Достижения учителя

Слайд 34Список литературы:

.
Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. –

Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.
Кларин М. Интерактивное

обучение. – Педагогика. 2000, № 7.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника : диагностика и развитие : практич. пос. / Н.В. Калинина,С.Ю. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
Список литературы:.Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.

Слайд 35Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика