Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение
воспитанников с ТНР
(тяжёлыми нарушениями речи)
Подготовила:
учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №
1935»
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001
E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/
Слайд 2Тяжёлые нарушения речи
Это стойкие специфические нарушения в формировании компонентов речевой
системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики),
отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Слайд 3Варианты логопедических заключений:
Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития)
Общее недоразвитие
речи (II уровень речевого развития) при дизартрии
Общее недоразвитие речи (III
уровень речевого развития) при стёртой дизартрии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при стёртой дизартрии
Слайд 4Общие проблемы у воспитанников с ТНР:
Ограничение активного и пассивного словаря,
стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, нарушения общей разборчивости речи.
Снижена
потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (монологическая и диалогическая речь).
Имеются пространственные нарушения, обуславливающие выраженные и стойкие нарушения письменной речи (дислексию и дисграфию), нарушения счёта (акалькулию).
Снижен уровень произвольного внимания и слуховой памяти.
Присутствуют специфические особенности вербального мышления, связанные с недоразвитием всех компонентов речи.
Слайд 5Особые образовательные потребности воспитанников с ТНР
• организация логопедической коррекции в
соответствии с выявленным нарушением;
• преемственность содержания и методов дошкольного
и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
• обучение и воспитание ребёнка с ТНР адекватно степени выраженности его речевого недоразвития;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных и коррекционно-развивающих областей
• создание условий, компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода;
• координация педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения;
• гибкое варьирование организации процесса воспитания и обучения путем расширения /сокращения содержания отдельных областей и использования необходимых методик и технологий;
• индивидуальный темп продвижения в образовательном пространстве воспитанников с ТНР;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности сформированности социальной компетенции;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной речью;
• профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
• обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Слайд 6Система специальных образовательных условий обучения, воспитания и развития для воспитанников
с ТНР:
Раннее выявление детей с речевой патологией с помощью экспресс-диагностики;
Систематическая
коррекционно-логопедическая помощь, в соответствии с выявленным нарушением в раннем или дошкольном возрасте;
Взаимодействие и координация педагогических и психологических средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и воспитателей;
Составление адаптированных программ;
Применение индивидуально-ориентированных специфических приёмов и методов логопедической коррекции при различных формах речевой патологии;
Здоровьесберегающий режим;
Психолого-педагогическое сопровождение семьи;
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода (учёт структуры нарушения, речевых возможностей ребёнка, индивидуального темпа освоения ЗУН)
Необходимость неоднократного повторения материала (концентрический подход).
Организация воспитательной работы с использованием системы дополнительного образования.
Мониторинг продвижения ребёнка в образовательном пространстве в рамках целевых ориентиров.
Слайд 7Алгоритм логопедического сопровождения детей с ТНР:
Слайд 8 Содержание образовательного и коррекционного процесса выстроено в соответствии с
Образовательной программой ДО,
Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина (Сборник программ ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.)
с вариативным парциальным использованием
«Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.),
Программы «Учимся говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет» (автор Ткаченко Т.А. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112 с. – (Если дошкольник плохо говорит)),
Громова
Слайд 9Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого воспитанника, в процессе
грамотно построенного психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ТНР, можно открыть ему
путь к полноценному качественному образованию.
Слайд 26Роль педагога в создании условий успешного развития ребенка с ОВЗ
учитель-логопед
высшей
квалификационной категории
Куляк Светлана Сергеевна