Слайд 1Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на развитие речи
детей.
подготовила: воспитатель
МБДОУ детский сад «Ладушка»
Трубникова Т.В.
2019 год
Слайд 2 Образовательная область
«Речевое
развитие»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.
Слайд 3Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает:
владение
речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 4.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы
с детьми. Выбор технологий, методов, приёмов зависит от контингента воспитанников,
оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Слайд 5здоровьесберегающие технологии,
ТРИЗ-технологии,
метод проектирования,
метод моделирования,
ИКТ-технологии,
технология мнемотаблиц,
педагогическая арт-терапия;
синквейн;
интеллект-карты;
лэпбуки
и т.д.
Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития,
наряду с традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные методы, технологии, приёмы:
Слайд 6“Здоровьесберегающая технология”
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
Слайд 7Технология ТРИЗ
Системность мышления
Развитие творческого потенциала
Т -теория
Р - решения
И –
изобразительных
З - задач
Слайд 8Приёмы работы над
развитием творческой личности
Технические системы возникают и развиваются
не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно
познать и использовать для решения творческих задач.
Благоприятная атмосфера, доброжелательность со стороны педагога, отсутствие критики в адрес ребенка;
Стимулирующая развивающая среда;
Поощрение оригинальных идей и высказываний ребенка;
Разноплановая практическая деятельность;
Использование личного примера, творческого подхода воспитателя к решению проблемы;
Свободно и активно задавать вопросы.
Основная идея ТРИЗ
Слайд 9Метод проектирования
- в основе метода - активная познавательная и речевая
деятельность ребенка;
- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта
– детские интересы;
- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Слайд 10Проект – это «пять П»:
краткосрочными (от 1 занятия до 1
дня),
среднесрочными;
длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация
(защита).
По продолжительности проекты могут быть:
Слайд 11Метод моделирования
Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование
не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит
моделирующий характер детской деятельности.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
Слайд 12
ИКТ-технологии
Это обобщенное понятие, описывающие различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы
обработки информации.
Слайд 13Слайд-шоу или презентации
3-D рисунки и модели
Интерактивные рисунки
Обучающие игры и
развивающие программы
Интерактивные модели
Программы, тренажеры, тестовые программы
Анимированный сюжеты
Короткие анимации
Видеофрагменты
Цветные картинки
Направления
в информационных компьютерных технологиях
Слайд 14Технология мнемотаблиц
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Слайд 15Педагогическая арт-терапия
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные
области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.
Техники арт-терапии применяются
при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:
Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
Развивать уверенность в себе.
Гармонизировать эмоциональное состояние.
Способствовать развитию детского коллектива.
Слайд 16Виды арт-терапии для дошкольников:
Изотерапия
Цветотерапия
Песочная терапия
Фототерапия
Игротерапия
Музыкотерапия
Вокалотерапия
Сказкотерапия
Танцевально-двигательная терапия
Слайд 17Синквейн
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из
пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без
рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Правила составления синквейна
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Слайд 18Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и
систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Слайд 20ПО ЦВЕТУ
МАТЕРИЛ
ПО ВРЕМЕНИ ГОДА
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
ПО ПОЛУ
ЧАСТИ
Слайд 21Лэпбук
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, -
это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями,
которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом «лэпбук» - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Слайд 22Заключение
Таким образом, речевое развитие у дошкольников является важной и
трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
-повышению качества образования;
-повышению квалификации воспитателей;
-применению педагогического опыта и его систематизации;
-использованию компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников.