Слайд 1Мониторинг личностного роста первоклассников
Слайд 2 В период безотметочного обучения остро стоит проблема отслеживания
результатов усвоения учебного материала младшими школьниками, поэтому каждое образовательное учреждение
стремится создать собственные наработки по данному вопросу, но единых требований к диагностическому инструментарию по-прежнему не существует.
Слайд 3
Особое значение придаётся педагогическому мониторингу, так как
без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного
процесса на личность учащегося трудно оценить эффективность работы школы.
Слайд 4 Педагогический мониторинг – это совокупность специально подобранных и систематизированных
заданий, которые позволяют:
определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и
навыков;
выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
установить уровень овладения учебной деятельностью;
оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Слайд 5 Главной целью педагогического мониторинга является определение общей обученности
школьников как результата всего процесса обучения на какой-то определенной ступени:
в период адаптации первоклассника, первом и втором классах начального обучения и при переходе из начального звена в среднее.
Слайд 6 Обученность – это особая характеристика учащегося и одновременно
показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности
к продолжению образования, когда проявляются активность личности, отношение к учению и его способам, нравственно-волевые усилия к достижению целей образования.
Особенностью обученности учащихся начального звена является способность ребенка с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и изменять учебный материал, использовать его в практической деятельности.
Слайд 7
Поэтому основной задачей педагогического
мониторинга является изучение и измерение обученности и обучаемости школьников, что
позволяет, с одной стороны, оценить результативность и качество обучения, прочность навыков, с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Важно в этот период оценить основные навыки учебной саморегуляции и адаптации школьника через речевые и мыслительные умения, как важнейшие продукты образования и обучения в школе.
Слайд 8 Мониторинг в школе представлен тремя уровнями:
Второй уровень
(внутришкольный)
Третий уровень
(внеурочной
воспитательной работы)
Первый уровень
(индивидуальный)
Слайд 9Первый уровень мониторинга:
(индивидуальный)
дидактический
воспитательный
психолого-педагогический
медицинский
Слайд 10Второй уровень мониторинга:
(внутришкольный)
Стартовый (входной)
Промежуточный
(тематический, четвертной, полугодовой)
Итоговый (годовой)
Тренировочные, диагностические
задания
Слайд 11Третий уровень мониторинга:
(внеурочной воспитательной работы)
Уровень воспитанности
обучающихся
Уровень развития классного
коллектива
Изучение
удовлетворённости
учащихся школьной жизнью
Изучение удовлетворённости
родителей работой ОУ
Слайд 12 Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три
этапа:
На первом этапе (подготовительном) определяются цель,
объект (объектом мониторинга для учителя являются обучающиеся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.
Второй этап (практический) – сбор информации.
Методики сбора информации разнообразны: наблюдение, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирование, тестирование и т. д.
Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
Слайд 13 Для отслеживания учебных достижений выделяют
4 уровня:
* Недопустимый уровень – не усвоен программный минимум (
не различает, на запоминает, не понимает).
* Критический уровень – усвоен программный минимум (частично различает, запоминает, воспроизводит).
* Допустимый уровень – знания обучающихся в основном соответствуют требованиям программы (различает, запоминает, воспроизводит).
* Оптимальный уровень – знания обучающихся полностью соответствуют требованиям программы (понимает, применяет, сформированы навыки и умения).
Слайд 14 Задача педагога – через комплексную диагностику на ранних
этапах обучения выявить детей, имеющих проблемы по одному из указанных
параметров, и проводить профилактические мероприятия для изменения негативных и развития позитивных качеств.
Составив сводную таблицу можно выявить результаты формирования и развития учебных умений каждого школьника.
Эта диагностическая таблица многофункциональна: может быть как сводной по всему классу, так и индивидуальной, рассчитанной на одного ученика.
Слайд 15Сводная ведомость индивидуальных достижений учащихся 1-___ класса за 20 __
– 20 __ учебный год
Слайд 17Мониторинг индивидуальных достижений по русскому языку
Класс 1
Ученик _________________________________
Уровни овладения: - высокий - средний - ниже среднего
(80-100%) (60-80%) (до 60%)
Слайд 18Мониторинг индивидуальных достижений по математике
Класс __1-___
Ученик ______________________________
Уровни овладения: - высокий - средний - ниже среднего
(80-100%) (60-80%) (до 60%)
Слайд 19Мониторинг индивидуальных достижений по чтению
Класс __1-___
Ученик ______________________________
Слайд 20Высокому уровню развития навыка чтения соответствует плавный слоговой способ чтения
без ошибок с соблюдением логических и смысловых пауз, эмоциональным оформлением
текста, понимание значения прочитанных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок. Учащийся не всегда выделяет голосом логические ударения и паузы, не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Слайд 21
Тесное сотрудничество психолого-педагогической службы школы и воспитателей детского
сада позволяет проводить работу по диагностированию таких психологических качеств у
детей, как:
познавательные способности,
мотивы учения,
адаптация к школьной жизни,
отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка.
На основании диагностирования классному руководителю даются конкретные рекомендации.
Слайд 23 Не последнюю роль в формировании личности ученика играет
его участие в жизни класса, во внешкольной работе, поэтому огромную
роль играет мониторинг этих данных.
Целью этого инструментария является отслеживание динамики социально-психологического развития учащихся.
Слайд 24Индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики социально-психологического развития ученика
Слайд 25 Обобщая всё выше сказанное, необходимо отметить, что, собрав
все эти диагностические материалы, начиная с первого года обучения, можно
составить портфолио на каждого ученика.